Журнал «Кольцо А» № 147
Илья ФАЛИКОВ
Поэт, прозаик, эссеист. Родился во Владивостоке в 1942, по образованию – филолог. Автор более 10 книг стихов и 4 романов. Лауреат премии «Комсомольской правды» (1965), журнала «Вопросы литературы» – фонда «Литературная мысль» (2000), Фонда Генриха Белля (ФРГ, 2001), журнала «Арион» (2004), журнала «Эмигрантская лира» (поэзия метрополии, 2014). Почетный диплом премии «Московский счет» в номинации «Лучшие книги года» за книгу «Сто стихотворений» (2013). Живет в Москве.
ИЗ ОБЛАКА И СНА
* * *
Коралловое дерево увяло
и вымерзло, раздето догола,
и под пилой безжизненно упало,
но встало вновь по линии ствола.
На лютой стуже, при любом раскладе,
оно в живых останется одно.
Не путай с кипарисом, бога ради.
Коралловое дерево. Оно.
Оно полно действительности горней,
и в генах у него морское дно,
и состоят мозги его из корня.
Коралловое дерево. Оно.
МУЗЕЙЩИК ЩЕКОЛДИН (1941–1944)
Вдали от Иоанна Златоуста
себе отыщет лямку и венец
простой бухгалтер, возлюбив искусство,
конкретно – диабазовый дворец.
Он множество чинов встречал у входа,
ходами политеса овладев.
Два с половиной года вся природа
припоминала песни готских дев.
Он угождал не нашим и не вашим –
коралловому дереву служил,
и мы с тобой музейщика уважим
и воздадим хвалу по мере сил.
С телег смотрела тяжесть многопудья,
когда везли, не ведая тоски,
немецкие холодные орудья
могучие бельгийские быки.
Гремели сапоги, менялись флаги,
и укреплялось качество свинца,
и десять лет откалывал в ГУЛАГе
спаситель Воронцовского дворца.
Кому в веках устроена засада?
Кто вечной удостоится молвы?
Бегут, бегут от Южного фасада,
бросаясь в море, мраморные львы.
* * *
Не хватало штуцеров, не было мортир.
Бастионы падали, гибли адмиралы.
Бонапарт вернувшийся перемолотил
неуспех, впечатанный в прежние анналы.
Бездорожье родины, слякотная грязь.
Гением становится маленький поручик,
и позор отечества, славой становясь,
пенсион по выслуге и медаль получит.
С берега высокого бросится в волну
дева, не отмывшая имени Обида.
Дело императора – начинать войну,
чтоб уйти под занавес в сумрак суицида.
Пальма над могилами вырастет сама.
Гибельные случаи, отрывая бошки,
обновят историю – и на мост Альма
выскочит из вылазки тень матроса Кошки.
Плачьте над принцессами, забывайте всё.
На дунайских княжествах не остаться игу.
Сестры милосердия гонят воронье
от родных, закопанных в каменную книгу.
ОСКОЛОК ОДЫ
Императору Павлу хватило
одного президентского срока.
И дыхание перехватило.
Ночь темна, а столица жестока.
Русский Гамлет, немецкая школа,
уравнительная дисциплина,
перегрела сиденье престола
пышнозадая Екатерина.
Правду жизни не пачкай нимало
и метафорами не коверкай –
и царей, и поэтов, бывало,
удостаивали табакеркой.
Не смертельной окажется рана
сбереженного Богом народа,
и не будет вовек филигранна
никакая великая ода.
Captain Black* дорожает, ребята,
и в клубах синеватого дыма
правда жизни, растаяв когда-то,
удушающе необходима.
И Шекспиру не надо стараться
в доказательствах существованья
своего – из анналов стираться
помешает масштаб дарованья.
* * *
Что-то не помню той крутизны. Помню Вадима Сергеича.
Улицы Шефнера не было там – там, где была она, улица.
В секцию бокса, в маленький зал, бить по мордасям умеючи,
свой чемоданчик мальчик несет и нарочито сутулится.
И называется Дальзаводской улица-полуоколица.
Но до того, как приедет поэт в поисках имени дедова,
улица будет долго молчать – долго, пока не расколется.
В красных соплях местный герой, и никуда он оттедова.
В общем, придется сняться в кино типа они были первыми,
ибо назначено нам состоять в членах спортивного общества,
и развевается знамя труда над трудовыми резервами –
зарезервируем белый квадрат в ходе кулачного творчества.
Внук адмирала молчит о родстве, и не морские баталии
на языке, несмотря что вокруг – дальневосточная Азия,
и не косая сажень у него в росте, плечах и так далее,
короток жест, шаг неширок, легкий прищур косоглазия.
Золоторожская хлещет волна крошкой гранита и шифера,
вьется над улицей знамя труда и первомайская здравица,
и называется Дальзаводской бывшая улица Шефнера,
и возвращение первых имен все еще не наблюдается.
После минуты, когда этот мир с грохотом в пропасть повалится,
и не поможет ему устоять ведомственная поликлиника,
лихо прицепится к бочке квасной, едущей в гору по улице
Шефнера, Шефнер живой, озорной, лет ему возле полтинника.
* * *
Не оставляй свои усилия,
идя по крайней грани
вдали от королевской лилии
и комнатной герани.
Твоя позиция упрочится,
тобой заговорила
малоазийская пророчица –
Присцилла, Максимилла.
Не упадут народы кучей ниц –
не римская волчица.
От раннехристианских мучениц
ничем не отличиться.
1918. НА ВОСПИТАНИЕ
В Мерзляковском – в ночи, на закате ли
прекращается стихописание –
проиграет ли юнкер восстание? –
над Кремлем устоит мироздание? –
сто вопросов – некстати ли, кстати ли –
на костыль опершись в назидание –
снежно-призрачное изваяние,
означая разброд и шатание, –
обратится старуха к писателю,
чтобы взял ее на воспитание.
– И тринадцать годов, говорят,
будет гибель, тринадцать подряд.
Это было в году восемнадцатом,
и не в этом, а в прошлом столетии,
и не тянет стихом осеняться там
и настаивать на долголетии.
На углу, где цигарку докуриваю,
отравляя махоркой вселенную,
все ищу себе место, догуливаю,
все курирую бабку блаженную.
* * *
Горенко – декадентское жеманство,
а Горенко – тем более. Отец
был прав, явив домашнее тиранство,
фамильной саге положив конец
сурово – у мифического хана
пускай поищет имя и судьбу.
По рыбьим стаям плакальщица Анна
крутые горы тащит на горбу.
100 г. до Р.Х.
Она не безъязыка
и разумом ясна,
Иайя из Кизика.
Художница она.
Ее глазной хрусталик –
магический кристалл.
Этруск или италик
ее моделью стал.
Когда на стогнах Рима
свирепствует плебей,
она невозмутима
и пишет голубей.
И тот, с отвислым задом,
сенаторский синклит
не удостоит взглядом
и не запечатлит.
Из жгучего Востока
изверженная дщерь,
из грифельного ока –
лазоревая щель.
Ни рыка и ни зыка
не слушает она,
Иайя из Кизика,
из облака и сна.
* * *
Оставленный палеолитом,
трепещет огонь на скале.
Шашлычный костер развели там
с танцульками навеселе.
Но купол небесный обрушен
в пучину акульей среды,
и веет холодным оружьем
от каждой падучей звезды.
Меня опознайте в джигите,
который свое отплясал.
Плесните горючкой – сожгите,
над морем развейте, у скал.
КОРАБЛЬ КАТУЛЛА
Кредиторы преследуют, сволочи,
и отца не попросишь о помощи –
расточительство, вечный загул,
клятвы Клодии, – бедный Катулл.
Шею гнуть – или гнуть эту линию
да отправиться морем в Вифинию.
На дорогу деньжат подкопить
да корабль с экипажем купить.
Капитан и его гоп-компания
обойдутся без самокопания,
на вакханок выходит Орфей,
в мореходах не ходит Морфей –
оттого, что лютует бессонница,
пролетает крылатая конница.
Под ударом воздушных копыт
средиземная бронза кипит.
Много пили, немало потратили,
закупились в Никее, в Троаде ли,
а точнее – в далеком Крыму,
неизвестном почти никому.
Это Цезаря тянет Британия,
это Красс подавляет восстания,
это помнит прогулки Помпей
до Колхиды и скифских степей.
На кораблике увеселительном,
маломерном, однако вместительном.
Свищет ветер, блистает латынь.
Средиземная бронза, остынь.
Веселиться камену спровадили
по притонам Никеи, в Троаде ли,
пронести по восточным местам
плач по брату, погибшему там.
К побережью отцова селения
возвратиться из увеселения.
Свой кораблик от прошлого прочь
с моря к озеру переволочь.
Чтобы сердце слегка подморозило,
приводниться на Гардское озеро –
на холодной озерной волне
ложе Клодии видеть во сне.
* * *
Тополь облетает, не принадлежащий
нам с тобой, сегодня твой и мой,
в сквере у дороги, небу предстоящей, –
небо осыпается листвой.
Тополь поминает ту, что здесь сидела
на скамье, утешенная им.
Место опустело – ни души, ни тела –
именем овеяно одним.
Но язык, грубея, вряд ли повернется
сладко шелестеть навеселе.
Тополь не дождется – Белла не вернется,
нечего ей делать на земле.
* * *
Клеопатра, гетера на троне,
Лиля Брик, куртизанка в законе,
и Елена, которая в Трое,
да и Анна на черном перроне…
Сердце движется левосторонне.
В козьей шкуре, винтажной эгиде,
впереди паровоза бегите,
во главе – пролетарский поэт.
Слабость Цезаря – случай в Египте –
триумфальней военных побед.
Примечание:
* Сорт недорогого табака.