Журнал «Кольцо А» № 145
Александр КЛИМОВ-ЮЖИН
Родился в 1959 г. Автор шести поэтических книг. Соучредитель газеты «Театральный курьер». Лауреат литературных премий журналов «Новый мир», «Юность», «Литературная учеба», а также премий имени Бориса Корнилова и «Югра».
О ВЛОДОВЕ
Эссе
И взвился метеор из боговой пращи!
И взвыли на пути вселенские свищи…
И грохнул в землю камень Преткновения! –
Природа вышла из повиновенья…
Ручной медведь пошёл людей ломать…
Весной младенца удавила мать…
Дофин подвёл клинок под сердце королю…
Любимая, вернись, – я так тебя люблю!
Последняя строчка стихотворения, отстоящая от основного текста на два пробела,
на самом деле не последняя, а первая: с неё всё начинается.
Ещё всё можно спасти, всё поправимо: любимая вернётся, внемля призыву любящего,
спасётся мир.
Но шаг сделан в противоположную сторону от любви, в результате – Бог карает,
природа мстит, люди хуже зверей, потому что преднамеренно безжалостны и подлы,
и всё же где-то в эфире в стороне от разрушений пульсирует несбывшейся надеждой
чудом уцелевшее –
Любимая, вернись, – я так тебя люблю!
Юрий Александрович Влодов – поэт сакральный и сокровенный, всё сакральное
В нём от сокровенного, а к сокровенному он шёл через личный опыт отверженности.
Сакральное в его поэзии предстаёт во всей палитре Божественного и дьявольского.
Когда-то мне даже казалось, что он лицедействует в двух ипостасях,
потому, наверное, что по моему глубокому убеждению, Влодов был предназначен для сцены, его не воплотившийся актёрский дар был равновелик дару поэта.
Но если в поэзии он и был актером, то, безусловно, актёром-трагиком, десятки раз
примерявшим общеизвестные и апокрифические сюжеты, к сюжетам из личной жизни.
Он молвил: «Послушай, Иуда?! –
Теперь мне действительно худо.
Рискни – приюти до тепла…
Мне худо! – ты слышишь, Иуда?!
Что далее? – голод простуда…
И может быть, даже – арест…»
Иуда взмолился: «Учитель!
Ты – мученик наш…и – мучитель…
Спасенье для гения – крест»
Без лишних попрёков и прений,
Ушёл успокоенный гений…
Убрёл от людского тепла…
Как не кощунственно это звучит, стихотворение – «Листва в Иудее опала», стихотворение
о самом Влодове, об участи поэта гонимого, беспечатного, бескнижного.
Сокровенность сакрального многих Влодовских стихов неоспорима. Я думаю, что
он нарочито в своём творчестве задержался на религиозном средневековом сознании,
где Бог и дьявол рядом в действии; где семьи садятся вкушать хлеб насущный вместе
с Богом и где грешники идут в ад дружною толпой вслед за дьяволом. То, что может показаться наивом, на самом деле приближает к читателю картинку текста. Не случайно
любимым художником Юрия Александровича был Иероним Босх.
Боженька катит по миру сему
На сатанинском осле.
Ветер терзает пустую суму –
Это Господне досье.
И на ветру. Различимы едва, –
Песенки детской слова:
«Ты поплывёшь по небесной реке –
К Богу отправишься вплавь…
Время ударит по левой щеке, –
Правую щёку подставь.
Что же касаемо так называемой ереси отдельных стихов, то за что ему доставалось больше всего, то я думаю, что это во многом от понимания, что не всё
в человеческом принадлежит Богу, дьявольское – это то, что подвергает сомненью
нашу Богоданность, познание затемнённых углов нашего бытия, страх и ужас,
которые мы преодолеваем на пути к Богу. Слово дьявол Влодов писал с заглавной
буквы наравне со словом Бог, но не потому, что почитал их одинаково, а потому, что
это основные персонажи его бесконечных мистерий: верх и низ, горизонталь и вертикаль,
небеса и преисподняя; и он маленький человечек, но большой поэт между молотом и наковальней.
И всё же Юрий Александрович Влодов – человек Божий!
Под пыльным солнечным собором,
Попав на Богову блесну,
В прохладной яме – под забором –
На веки вечные сосну…
А сон – священная дорога, –
Во сне страданий не избыть…
Я, может быть, увижу Бога…
Увижу Бога, может быть…
Теперь, когда его земной путь завершён, так хочется думать, что увидел.