Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 138




Елена САФРОНОВА

Foto 1

 

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоянный автор литературных журналов «Знамя», «Октябрь», «Урал», «Дети Ра», «Бельские просторы» и других. Редактор рубрики «Проза, критика, публицистика» журнала «Кольцо «А». Автор романа «Жители ноосферы» (М., Время, 2014), книги рассказов «Портвейн меланхоличной художницы» (Екатеринбург, Евдокия, 2017). Лауреат Астафьевской премии в номинации «Критика и другие жанры» 2006 года, премии журнала «Урал» в номинации «Критика» 2006 года, премии журнала СП Москвы «Кольцо А», премии Сп Москвы «Венец» за 2013 год. Член Русского ПЕН-центра, СП Москвы, СРП.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ С МОРАЛЬЮ

 

Галина Аляева. Калитка. Сборник рассказов. – Киев: Золотая серия «Писатель в интернет – пространстве», 2018. – 198 с.

 

У Галины Аляевой, одного из постоянных авторов журнала «Кольцо А», за последние годы вышли сразу две книги. Об одном из них, сборнике малой прозы «Калитка», пойдет у нас речь.

Рада отметить, что в библиографии Галины Аляевой это не первые книги. В наш журнал она пришла уже сложившимся автором, на счету которого было две книги: сборник рассказов «Черта» (2010) и историко-краеведческое издание «От родовой вотчины до первой ракеты» (2012). И вот самостоятельных изданий у писательницы прибавилось. В 2017 году у нее вышел роман-фэнтези «Подобна свету» о мире древних славян. А в 2018 году – сборник рассказов «Калитка».

Данная книга вышла в украинском издательстве «Писатель в интернет-пространстве» по итогам международного литературного конкурса «Созвездие Духовности» –2018. Издание сборника было призом за победу в номинации «Лучшая книга года (проза)». Несмотря на политику, в культурном поле русский и украинский народ едины. Главный редактор издательства Наталья Вареник написала на книгу «Калитка» благожелательный отклик: «Галина Аляева и ее творчество обладают очень позитивной энергетикой, которая заряжает читателя светлыми чувствами. …Галина Аляева раскрывает своих героев с неожиданной для читателя стороны, поскольку она не только журналист с большим опытом, хорошо разбирающийся в людях, но и тонкий психолог. Именно благодаря неожиданному повороту сюжета и психологическим неожиданностям, ее рассказы гипнотизируют читателя».

С этими наблюдениями нельзя не согласиться. Небольшой рассказ «Электричка» – просто психологический «скан» современного общества на примере пассажиров пригородного поезда, сделанный умным, но жестоким наблюдателем, считающим себя сверхчеловеком.

Издатель отметила и то, что рассказы Галины Аляевой растут на почве известной нам всем реальности, происходят «здесь и сейчас» в соседней квартире или на ближайшей улице, а не в вымышленном пространстве или в условно-европейском мире. И это укрепляет ощущение их жизненности, правдивости, честности. Видимо, эта жизненная правда и послужила одной из причин победы на конкурсе. Радует, что выпущена именно книга рассказов. Не секрет, что издательства сейчас предпочитают крупную форму – романы или даже эпопеи. Рассказы, литературно еще более сложный и ответственный жанр, едва ли не уходят в тень при такой издательской политике. Галина Аляева в «Калитке» предстает как опытный автор рассказов. Выход книги малой прозы – серьезное достижение.

В книге двадцать девять рассказов, разных по объему и конструкции. Есть и совсем «коротышки» – например, «Загадка», история на страничку о великой загадке материнского чувства; краткое, но художественно выразительное эссе «Свобода», где через образ огня раскрывается трагедия перехода от освобождения к вседозволенности; миниатюрный рассказ-диалог «Боль» о первом прозрении ребенка, что мир жесток и несправедлив. С ними соседствуют полномерные рассказы. А история «Поход» – не только по объему, но и по идейно-художественному замыслу, скорее, маленькая повесть. Здесь трансформация героев происходит на фоне студенческого горного похода. Он начинался, как веселое приключение, но группа сбилась с пути, и поход превратился для ребят в тяжелейшее испытание на силу, прочность и человечность. То, что одни студенты даже перед лицом опасности остаются людьми, а другие теряют человеческий облик, Аляева подчеркивает скупыми репликами и… описанием окружающей среды, когда красивейшие алтайские пейзажи теряют для малодушных всякую прелесть: «Серые, противные камни! Они были везде: сбоку, снизу, сверху. Редкие, кривые, безобразные деревья, какие-то мерзко растопыренные кусты и опять – камни!». Один из туристов погиб, а прочие получили такой урок, которого никогда не забудут.

Галина Аляева вкладывает в свои истории вполне однозначные моральные смыслы. Она искренне хочет «сеять разумное, доброе, вечное», наследуя великой русской реалистической литературе – в контекст которой и вписаны ее лучшие рассказы. Аляева стремится к традициям русских классиков-бытописателей – от Глеба Успенского и Николая Лескова до советского автора Пантелеймона Романова, которого клеймили за внимание к «мещанству», к «обывателям». К счастью, сегодня вектор прочтения подобной прозы снова изменился – это уже не «обыватели», а «маленькие люди», на которых большая земля держится. Иногда Аляева не удерживается в рамках писательской отстраненности и «морализаторствует», то вкладывая основную идею в уста одного из персонажей («Выбор», «Верный»), то слишком отчетливо проводя авторский нравственный посыл («Соседка»). Но встречаются и такие рассказы, где авторской позиции вроде бы нет, но ее невозможно не понять. Эти тексты лучшие в сборнике: остросоциальная драма ухода в виртуальный мир «Источник информации», грустная новогодняя история «Елка без света», школьные драмы «Контрольная по математике», «Дело Силкиных» и лирическая «Калитка», давшая название сборнику.

В некоторых рассказах заметно умение Аляевой работать в фантастическом поле: она хорошо владеет такими литературными приемами, как обращение к «богу из машины», вмешательство высшего миропорядка, властвующего над людьми и восстанавливающего справедливость. Сама автор диаметрально противоположного мнения о своей фантастике: «В издательстве написали, что это фэнтези, но мне кажется, что это просто про жизнь, только герои славяне», – говорит она о романе «Подобна свету». Согласна – между романом и книгой рассказов Аляевой есть художественные и концептуальные переклички. Если бы рассказы просто «следовали за жизнью», это было бы менее интересно. Аляева умеет строить повествование – при всей его реалистичности – с явным оттенком чудесного. Особенно этим поражает житейская драма «Коммуналка» – о пресловутом квартирном вопросе. Да и «Смотрины» – не только о знакомстве семьи с женихом дочери, но и о том, что тайное всегда становится явным, а любой грех получит воздаяние. Можно такую уверенность автора назвать наивностью – а можно Верой. Как сказано в рассказе «Ванечка» о современном святом, бизнесмене, ставшем попом-бессребренником: «…но его искренняя, чистая Вера и сегодня убеждает меня – Вера истинная, не сиюминутная, потому как это модно, вернётся к моему народу и моей стране».

Эти оптимистичные, даже восторженные слова – лучшая кода для рецензии.