Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 137




Александр БАЛТИН

Foto 1

 

Родился в Москве в 1967 г. Автор 84 книг, публикаций в изданиях России, Украины, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Словакии, Израиля, Эстонии, Канады, США и др. Лауреат международных поэтических конкурсов. Стихи переведены на итальянский и польский языки. Член СП Москвы.

 

 

СЫЩИКИ

Сказки

 

 

МАЛЬЧИШКА И ШКОЛА ПРИВИДЕНИЙ

 

Где ещё помещаться школе привидений, как не в развалинах старого замка?

Тут красиво, конечно, – мхи цепляются, нарастая колониями, всегда царит полумрак, и собравшиеся, молодые привидения, спрашивают видавшего виды ветерана:

– А правда, что существуют живые?

Откашливается ветеран, помахивая сероватым, каким-то пыльным балахонам, отвечает:

– Конечно. Для чего же иначе я учу вас стонать и завывать?

И – начинается обучение.

Молодому по имени Кругляш наставник говорит:

– Нет, ты ревёшь недостаточно страшно. Нужно вот так, – и показывает, взмывая вверх, держась за бока и раскачиваясь: страшно! Жутко.

Паутинка – молоденькое привиденьице – повторяет, вибрируя всей своею одёжкой, и действительно, похожей на паутинки.

– Вот, – улыбается учитель. – Учитесь.

И все пробуют ей подражать…

 

В заброшенном, заросшем донельзя саду Кругляш и Паутинка обсуждают возможности существования живых.

– Сомневаюсь я, – говорит Кругляш.

Но Паутинка думает иначе:

– Если учитель говорит… Он ведь много видел…

Раздаются шорохи, свист, – звуки движения: мальчишка карабкается на старое, ветвистое дерево.

– Ой, кто это, – шарахается Паутинка.

И мальчишка глядит на неё не менее удивлённо.

– Ты кто? – спрашивает он. – Привидение, что ли?

Паутинка спускается пониже.

– А то, – отвечает, и за нею маячит Кругляш. – А ты?

– Мальчишка я, кто ещё. Значит, вы существуете?

– То же самое хотели б узнать у вас…

Мальчишка хохочет.

– Давайте играть, а? Здорово – поиграть с привидением!

И молоденькие ученики школы привидений соглашаются.

Мальчишка объясняет им правила догонялок, но привидения сообщают о своём неумении бегать.

– Зато, – говорит Кругляш, – мы можем парить.

И – началось…

Убегающего мальчишку догоняли то Паутинка, то Кругляш, которые, забываясь, издавали такие страшные стоны, что мальчишка просил их выть потише; а потом он ловил их, хватая за развевающиеся края беленьких одежд.

Весело было.

 

– Мы видели их – живых, – рассказывали другим в расселинах замка Паутинка и Кругляш.

– Кого?!

– Живых. Вернее, одного – мальчишку.

Из ниоткуда появляется учитель.

– Стало быть, теперь верите? – спрашивает он.

– Верим, – отвечают хором двое.

– Тогда приступим к нынешнему занятию: появлению-исчезанию. Запомните, для качественного появления, надо качественно исчезнуть.

И учитель, подтверждая слова свои, растворяется в воздухе.

Потом проявляется вновь.

– Ну, сосредоточились, и…

Не у всех сразу получается.

Толстяк проявился наполовину, а Малыш затерялся вовсе: пришлось искать его.

Когда обнаружили, стали тренироваться вновь.

В конце концов, все научились.

 

– Гляди-ка, что умеем, – говорили Паутинка и Кругляш мальчишке, когда встретились они в следующий раз.

– Оп! – и оба пропали.

– Оп! – и появились снова.

– Здорово! – восхитился мальчишка. – У меня так не получится. А… в прятки бы – но вы же будете исчезать-появляться всё время?

– Не, мы можем и не использовать то, чему научились.

И принялись играть в прятки в саду.

Мальчишка всё больше прятался за толстыми стволами, а привидения норовили пристроиться между сучьями так, чтобы их не было видно.

Превесело было.

 

Когда рассказывали о новых играх с мальчишкой в школе, старый учитель сказал:

– Дружить, конечно, хорошо. Но привидениям с живыми дружить не полагается.

Паутинка и Кругляш приуныли.

А потом – решили, зачем ему говорить?

Просто будут встречаться с мальчишкой и дальше, а рассказывать необязательно.

И стали учиться превращениям, думая позабавить потом ими своего дружка.

 

 

БЛЯМБА

 

Блямба, оставленная на листке бумаги, устала лежать, приподнялась, и у неё прорезались глазки.

Она поморгала, легко встала и – соскочила на пол.

Была она синенькая, лёгкая, подвижная и пустующую комнату тотчас стала изучать.

Предметы как-то сами собой становились понятны: стол, за которым сидят, стулья, на которых…

– Ого, тут тепло, – сказала блямба (да, рот у неё тоже, конечно, прорезался, и носик наметился).

И она, походив около батареи, взобралась по трубе на подоконник, чтобы соскочить вниз.

Летела быстро, а, долетев, распласталась на асфальте.

– Какое-то пятно, – воскликнул пробегавший мальчишка, но возиться с ним у него не было времени.

Блямба поднялась и встряхнулась, как собака, вышедшая из воды.

– Пойдём, прогуляемся, – сказала блямба самой себе.

В общем, она была довольно симпатичной, хотя никто этого не замечал.

Впрочем, довольно толстая кошка, живущая на первом этаже в учреждении, подошла к ней, понюхала и отошла.

– Ага, – сообразила блямба, – кошки не питаются блямбами.

И пошла дальше.

Во дворе она наблюдала игру мальчишек, бегавших друг за другом с пистолетами, издававшими громкие звуки, и, поскольку подошла к самому краю площадки, распластывалась на асфальте, когда они подбегали слишком близко.

– Им занятно, – подытожила она. – Но мне не особенно интересно.

И отправилась путешествовать дальше.

Шла она по городу, время от времени ложась отдыхать; видела большие дома, людей, спешащих по делам, едущие машины.

Когда переходила улицу, одна из машин проехала по ней, но блямбе это – пустяк: полежала на дороге, встала и двинулась вперёд.

Наконец, забрела блямба в зоопарк.

– О! – воскликнула. – Тут, кажется, есть, что надо.

Впрочем, что ей надо, она и сама не смогла бы сказать.

Но – так полюбилось прикидываться тенью от крыла пингвина – о! она лежала рядышком и нравилась самой себе.

А потом – будто скатилась с зебры – и вот пятнышко такое милое на серой асфальтовой полоске, возле клетки.

Однако блямба могла пробраться в любую клетку и поиграть там.

В общем, осталась она жить в зоопарке, никто не принял её за новую зверушку, а ей и не надо было.

– Как не надо мне есть, – сказала она себе. – Блямбам есть и пить не обязательно.

Зато могла играть целыми днями, а ночью спать себе, сколько захочется.

 

 

ДРУЖБА

 

Козявка дружит со шмакодявкой…

Какие они?

А такие маленькие пушистики с шариками весёленьких хвостов.

– Только такие, как мы, крошечные, и могут по-настоящему дружить! – заявляет шмакодявка, чувствуя себя большой, а козявка подрагивает пушистым помпоном хвоста: она не особенно любит говорить.

В общем, куда козявка, туда и шкамодявка, а куда шмакодявка… ну, вы поняли.

В прятки им весело играть: хотя иногда – порою – козявке, нашедшей шмакодявку, кажется, что нашла она сама себя.

Ничего!

Лапок у них по шесть – значит, можно быстро-быстро бегать.

– Быстренько! – говорит шмакодявка, а козявка, убегая, ничего не говорит – не любит она разговоры.

Бегут они, бегут, а потом остановятся, и подумают…

Нет, скажут:

– Ну, чем мы не зайцы?

Тут даже козявка говорит, ибо быть зайцем так приятно…

Весело быть и лепестком: когда дует сильный ветер, наши подружки поднимаются вверх, и шмакодявка заявляет:

–Листья вниз, а мы вверх!

– Вот мы какие молодцы! – добавляет, уже когда шлёпаются.

Или – плавно, пушисто приземляются, никогда не ушибаясь.

Они и не ушибаются, и не ошибаются.

– Зачем ошибаться-то? – говорит шмакодявка. – Ведь потом исправлять надо.

И козявка кивает.

А ушибаться – совсем смешно, когда речь идёт о таких мягких, замечательных, милых подружках…

 

 

СЫЩИКИ

 

– Уважаемый Хос, ворона просила разыскать некую блестящую штучку, которую обронила прошлым вечером.

– Мой дорогой Уат, так в чём же дело? Берём наши лупы – и вперёд.

Оба маленькие такие, кругленькие, с глазками крупными…

В лесу – незаменимые, живут в круглом отверстии пня, и всё обустроили там чудесно: предметы мебели сделаны из коры, травы, камешков…

Вот – отправились на поиск, и главное – быстрые такие, и лупы свои успевают направить и туда, и сюда.

– А ворона сказала, что именно?

– Нет, только, что блестит.

– Ищем по блеску.

По блеску искать проще, чем по другим приметам: ведь блестит же, и по-другому уже не будет.

Трава, заяц, кусты.

– Ой! – восклицает заяц. – А я к вам.

Оба останавливаются, держа лупы на отлёте.

– Зачем?

– Ребята мои вчера морковки раскидали – ищем, ищем…

– Ну, это совсем просто, – восклицает Хос. – К норе…

И действительно, используя лупы, наши сыщики тотчас находят морковки – ребята кидались ими вместо еды, и папе-зайцу придётся поучить своих дошколят.

– А теперь – на поиски блестящего! – командует Хос, ибо он старший.

И сыщики спешат, направляя лупы туда-сюда

Как прежде.

– Не это, шеф? – спрашивает Уат.

Подхватив, Хос рассматривает.

Явно не то.

Ищут дальше.

– Вот оно! – восклицает Хос, подхватывая серебрящуюся штучку – сложно сказать, что это такое и зачем оно вороне, но, когда отдают, та ликует, хлопает крыльями, благодарит.

– Домой, – командует Хос.

И они спешат домой – до нового дела.

Дома готовят еду: смешивают орехи, мёд, всякие травки, чудо, что за еда.

После Хос достаёт толстый том, а Уат располагается отдохнуть: он не любит читать.

Хос же изучает историю былого: как разыскивались те или иные пропажи…

 

Тут в дверь просовывается козявка, и начинает вертеть лапками быстро-быстро.

Уат, приподнявшись на кровати, говорит:

– Не жестикулируй. Говори уж…

– Пропала-пропала-пропала, – верещит козявка.

– Кто пропал-то? – интересуется Хос.

– Шмакодявка моя, шмакодявка… – верещит козявка.

Всем известно, как они дружат – козявка и шмакодявка.

– Не переживай, – встаёт Хос и достаёт из тумбочки лупу. – Найдём мы её. Куда ей деваться?..

В это время окошко распахивается, и шмакодявка, частично просунувшись в него, верещит:

– Пропала-пропала-пропала!

– Козявка? – уточняет Хос, в шутку направляя лупу на шмакодявку.

– Она-она-она, – верещит шмакодявка.

– Вот и нашлись обе! – радостно сообщает Уат, указывая на дверь.

Шмакодявка, от радости норовящая пролезть в окно, застревает слегка, и ей приходится помогать, втягивая её за лапки.

А когда втянули – так бросились малютки друг к другу стали обниматься всеми своими многочисленными лапками…

– Лёгкое дело, – говорит Хос.

– Ага, – соглашается Уат. – Даже делать ничего не пришлось.

Выходят прогуляться.

Идут себе, разглядывая детали леса, думая, что ещё пропадёт…

– А помнишь, – говорит Уат, – как искали бочонок мёда?

– А то, – восклицает Хос. – Нашёлся-то у совы, причём объяснить не могла, как…

– Главное – нашли.

Белка, завидев сыщиков, предлагает им орешков.

Они и сами могут собрать, но не хочется расстраивать добрую белку, которой раз, было, отыскивали бельчонка, забравшегося так высоко, так высоко…

Наши ребята и по деревьям умеют, и плавать – в общем, на все руки.

Такие вот сыщики в лесу есть.

Все их любят – а как же не любить?

Чуть что – к ним…

 

ЗОС И ХОС

 

Зос и Хос – такие зверушки.

Не видали?

Они не будут переживать от этого.

Зос легко перепрыгивает через Хоса, которому – в свою очередь – ничего не стоит перепрыгнуть через Зоса…

– Опа! – восклицает один!

– Опа! – отвечает другой…

Оба похожи – только у Зоса пятачок побольше, а у Хоса хвостик более закрученный.

Думаете – это свинки?

Ничуть не бывало – это комбинированные животные.

– Ага, – говорит Зос.

– Ага, – соглашается Хос.

Они сами себя придумали – то от одной зверушки, это от другой.

Ещё они могут меняться лапками, когда надоест.

– На, – говорит Зос и протягивает Хосу свою.

– А ты мою держи! – отвечает Хос.

И лапки удивительно точно подходят новым хозяевам.

Но это – иногда.

А регулярно Зос и Хос бегают…

Вдоль речки, к примеру.

И – может оттуда высунуться рыбья голова, поинтересоваться:

– Чего это вы тут разбегались?

– Как чего? – удивляется Хос. – Шалим.

– Нам положено шалить, – добавляет Зос. – Мы же выдуманные зверушки.

Комбинированные.

И рыбья голова исчезает…

А в прошлый раз уговорили сороку взять их полетать.

– Как же я вас понесу? – спросила сорока.

– Мы ж комбинированные, – говорят ребята. – Значит, можем уменьшаться. Залезем тебе под крылышки, ты даже не почувствуешь.

И уменьшились – почти до одних глаз: чтобы смотреть.

А потом – как шарики, закатились сороке под крылышки, и давай глядеть с высоты.

Впрочем, маленькие рты себе тоже оставили: чтобы кричать.

– Здорово, Зос!

– Здорово, Хос!

Так вот и живут.

Так что главное придумать себе верную комбинацию реальности: остальное приложится…