Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 62




Foto 1

Леонид РАБИЧЕВ

Foto 1

 

Леонид Николаевич РАБИЧЕВ родился в Москве 30 июня 1923 г., живописец, график, дизайнер, поэт, прозаик, мемуарист. В 1942 г. окончил военное училище. Лейтенант, командир взвода. На Центральном, Третьем Белорусском и Первом Украинском фронтах участвовал в боевых действиях по освобождению Ржева, Смоленска, Орши, Борисова, Минска, Лиды, Гродно, дошел до Кенигсберга, Данцига, потом до Праги. Награжден двумя орденами «Отечественной войны 2-ой степени», орденом «Красной звезды», многочисленными медалями. В 1951 г. окончил Московский Полиграфический институт.
Член союза художников СССР. Член Союза писателей Москвы. Участвовал в Московских, Всероссийских, а также в международных выставках в Берлине, Париже, Финляндии, Монреале, Кембридже, Варшаве, Испании. Живописные и графические произведения хранятся в музеях и частных коллекциях России и многих стран мира.
Автор двадцати книг. Печатался в журналах «Смена», «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», «Имена», альманахах: «День поэзии», «Поэзия», «Меценат и мир», «Кольцо А» и др. автор книги мемуаров – «Война всё спишет».
2013 год – юбилейный, год девяностолетия, работа в поэзии, мемуаристике, живописи продолжается – всё впереди.


ПОЗДРАВЛЯЕМ ЛЕОНИДА НИКОЛАЕВИЧА С ПРЕКРАСНЫМ ЮБИЛЕЕМ!



«Я В ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ О СВОБОДЕ МЕЧТАЛ…»

 

КАРТИНА


Мастихином – любовь и кровь!
Отвернулся – комок печали,
А когда повернулся вновь –
Краски сжались и зазвучали.

Сто причин, миллион дорог,
Бронза, золото, мрамор, глина –
Человек объяснить не мог
Почему родилась картина.

 


ЧУЖИЕ МЫСЛИ

 

Век вряд ли может скрыть свои пороки,
а добрый человек не может знать всего –
не та Россия и не та Германия.

Короткие ритмические строки
не могут тоже выразить того,
что возникает вдруг из подсознания.

И вылезают мысли наугад,
что скоро нам не хватит хлеба, масла,
что в КГБ наступит изменение,

что надо повернуть страну назад,
что вера в справедливый суд погасла,
но покаянье нужно тем не менее.

 
25 февраля 2012 года

 


ТУМАН

 
Ты – рукав гимнастерки
и облако ты,
Ты – три тысячи птиц
улетают на юг,
Ты – над птицами небо
и звезды вокруг,
Ты – туман
и причина моей слепоты,
Ты – этюдник, мольберт
и два метра холста,
Ты – рождается мир,
возникают цвета.



ДВЕ ТЕНИ

 

Река до дна и облако до дна.
Земля остановилась круто, крупно
И неба чистота и глубина,
И луг – все было просто и доступно.

И я сказал: – Ты чудо! Ты одна!
– Ты дурачок, – сказала мне она.
День постепенно к ночи приближался
Я вдаль смотрел, она сказала: – Ну?

Ночь уходила в новую страну,
Цвет и пространство, превращая в звук,
Соединяя луг с цветущим садом
И лунным диском. Мы стояли рядом.

 

26 февраля 2007


1. ДВА ОКНА

 

Трамвай, самолет, телега,
Квартира, овраг, страна,
То розы, то хлопья снега,
Две жизни и два окна.

То снег, то букет весенний,
То скользко, то горячо,
Но нет, но нет опасений –
Вот грудь твоя, вот плечо.

Океаны любви и реки
И в каждой волне ответ:
Ты рядом со мной навеки,
А мне девяносто лет.

 

17 мая 2013 года, 19.29


2. АНТРАКТЫ

 

Видимости и мнимости
В вихрях неразберих –
Вымыслов повторимости
Мучают нас двоих.

Но перед лжи терактами –
Дико за часом час –
Пауз своих антрактами
Время спасает нас.

Счастье, что расстояния
Тайных верст наготы,
Как бы, переходя в незнания,
Превращены в цветы.

 

17 мая 2013 года, 21.17


3. ВМЕСТЕ

 

Где правда? Что такое честность?
Я жду, я дикий фантазёр,
Я приравняю неизвестность
Свою – к любому из озёр.
Мельканье фраз, как птиц отлеты
На жизненные берега,
Но, если ты мне скажешь что-то?
Твоя рука? Твоя нога?

О символы! О повороты! –
Любовь! Причем озера тут?
Ты чудо, ты глаза вселенной,
Ты непредвиденный маршрут!
Я – миг, а ты война, планета
В овалах не веков, а дней,
Секунда счастья, искра света –
Но как бы проще и ясней.

Блаженных удивлений нить –
Мне девяносто – боль, беспечность,
Очарованье, бесконечность –
Я не умру – я буду жить.

 

18 мая 2013 года, 17.08


4. ДЕТИ

 

Еще недели две назад
Я в будущем не сомневался –
То живописью занимался,
То превентивных ждал наград.

Уверен был, что года два
Еще дано мне жить на свете,
Что время превратит в слова
Коррупцию, и будут дети.

Писал, строке был каждой рад,
Но неожиданно влюбился
И вот недели две подряд
Мне сон один и тот же снился.

Что весь я быть твоим готов,
Что каждый миг тебя целую,
Ни выставок, ни дневников –
Лишь для тебя одной живу я!

 

19 мая 2013 года, 11.19


5. ВОЗРАСТ

 

Твой образ стал храмом в моем подсознании,
Мне жалко, что путь наш совместный не начат,
Уйдем, как в легенде – ты позже, я ранее –
Слова? Расстояние? – что это значит?

 

19 мая 2013 года, 19.45


6. НА ЭТОМ СВЕТЕ


На кафедре с открытым ртом
В необозримом глаз разгаре,
На этом  свете и на том
Хочу ходить с тобою в паре,

Тебя целуя и любя.
Стихи, как годы и недели –
Но есть надежда, что тебя
Еще я встречу в цэдээле.

 

 

20 мая 2013 года, 15.55


7. ЧУДО-ПОЭТ


Образ мчащийся вне светофоров,
Каждый звук превращающий в цвет –
Эта девочка – ангел просторов,
Удивительный чудо-поэт.

Трепет рук, райских нив огороды,
Каждый слог – это мира портрет,
Нет тебя, а стихи, словно годы,
Каждый миг, превратившие в цвет.

Ты одна, ты явленье природы –
Так проснись! Позови! Позови!
Ведь я в годы свои, как и прежде
Дни и ночи пишу о любви,
О внезапной реальной надежде!

 

21 мая 2013 года,19.31

 


8. ОСЛЕПЛЕНИЕ

 

Девяносто. Осталось мало.
Я с тобою едва знаком,
Но влюбился – и время стало!
Надо ж быть таким дураком!

Ослепление, хулиганство!
Позови же меня! Позови!
Без взаимности нет пространства,
Нет картин, нет книг без любви.

 


*   *   *


Сердце билось, глаза закрылись,
Неизбежность сбивала с ног,
Но влюбились и не простились,
Превратив эпилог в пролог.


22 мая, 2013 года, 16.08


9. ПОЭТ И ДРУГ

 

Пол дня и пол ночи молчит –
Ни рук, ни глаз, ни стыдливости,
Лишь сердце в груди стучит –
Устало оно от болтливости.

Не тот я, ты тоже не та,
А все мои эти речи,
Про секс без любви – суета,
И только с тобою встречи –

Ах, девочка! Я и Ты
И все наши разговоры
Храни в себе, как цветы
В стране, где у власти воры.

Что деньги и ложь вокруг,
А ты навек, бесконечно
От Бога поэт и друг –
И верность моя навечно.


23 мая 2013 года, 18.05

 


10.МОРЩИНЫ


Я увидел тебя, и всё стало безмерным,
И напрасно считал я себя у конца,
И навечно я стал твоим спутником верным,
И морщины сомнений исчезли с лица,

И глаза загорелись, и сердце забилось
От обиды, и к лучшему всё изменилось…


24 мая 2013 года, 11.20


11. СЛОВА

 

Розы, белые лилии, флоксы, магнезии,
Смысл сакральной поэзии их улови –
Сколько новых и тайных в них слов о поэзии,
Сколько, сколько божественных слов о любви!

 


*   *   *


Виноваты без вины –
Жизнь права.
Мы с тобой обречены
На слова.


26 мая 2013 года


ДОТ


В сорок третьем в ночи фронтовые
Каждый раз по новому новы
Предо мной вставали, как живые,
Праздничные улицы Москвы,

А потом, как эхо, без ответа
Мне один и тот же сниться стал
Дот, где я когда-то до рассвета
О московских улицах мечтал.


КАК В ДЕТСТВЕ


Я в четырнадцать лет
О свободе мечтал –
«Тихий Дон»» дочитать успевая едва,
А в свои девяносто прагматиком стал –
Мало времени, старость, болит голова.

Но три дня и прагматика наоборот,
И морщины иронии сходят с лица.
В тридцать девять – стихи,
В девятнадцать – фокстрот,
В девяносто, как в детстве –
Весна без конца.


РЕБЕНОК

 

Еще не просохла пеленка,
Не видел почти ничего.
Что водит рукою ребенка?
Откуда талант у него?

Откуда берет он приемы
Искусства, гражданства, суда,
От няньки своей и от дома
Ногой не ступив никуда?

Откуда отвага и память,
Играя, людей врачевать,
Лукавить, обманывать, править.
Над старостью торжествовать?


КАРТИНА


Шесть фугасных бомб и я –
Вот сюжет моей картины.
Островки травы и глины,
Небо, дерево, земля.

Дым – одна, осколки – две,
Дом и детство в голове,
Сердце удержать пытаюсь,
Землю ем и задыхаюсь –

Третья? – Только не бежать –
Это смерть. Лежи считая:
Третья, пятая, шестая…
Мимо! Выжил! Можно встать.


Стихотворение, написанное на войне в 1944 году


*   *   *


Пельмени в масле, гусь в сиропе, сало,
Желе, какао, шоколад. шербет.
Берберова о Бунине писала:
«Вся жизнь прошла, как съеденный обед».

 


*   *   *


Возникала опасность
И сводила с ума

Правды гибельной ясность
И свободы тюрьма,

И входила в картину,
И губила ее,

И согнуло мне спину
Беспокойство мое.


НЕПРАВДА


Весть о свободе – я с ней или ты с ней
Или мы вместе с веком и страной?
Теряем разум от миганий мыслей
и поворотов к прошлому спиной.
Или от мыслей божеских миганий
от «Книги Иова» до «Экклизиаста»,
застрявших между знаний и незнаний
в ловушках эфемерного контраста.
И к первому, и к выводу второму
о правде и неправде прикоснувшись
едва, и в ужасе проснувшись,
мы поняли, что в шестьдесят втором в Манеже
повсюду ложь и правда  были те же,
и власть, и произвол ничуть не реже,
и поняли  миганий аксиому
в уме перебирая век за веком,
как трудно оставаться человеком


10 февраля 2011


РУДОЛЬФ БАРШАЙ


Этот грустный дирижер
Превращал в простое – сложное,
Времени наперекор
Делал что-то невозможное.
Струнных ангелов союз,
Бесов сборище басовое,
На плафоне девять муз,
То ли общество свободное,
То ли облако лиловое –
То, что было позади?
Бьется, бьется бестолковое
Сердце у меня в груди.