Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Союз Писателей Москвы  

Журнал «Кольцо А» № 134




Ольга БУГОСЛАВСКАЯ

Foto 2

 

Родилась в Москве, окончила филологический факультет МГУ им. Ломоносова. Литературный критик, кандидат филологических наук, автор литературных журналов «Знамя», «Дружба народов», «Октябрь, «Нева», «Волга», интернет-изданий «Лиterraтура» и «Textura», газеты «Учительская газета».

 

 

МЕСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ

Критическая статья

 

«Мне отмщение, и аз воздам» – христианская заповедь, передающая Провидению исключительные права на воздаяние. Люди не должны мстить друг другу. Эта гуманистическая установка, безусловно, способствует смягчению нравов. Но в то же время является и слабым местом христианского учения: её соблюдение, увы, часто оборачивается торжеством и распространением зла. По крайней мере, в том измерении, которое доступно нашему восприятию. Что будет за его границами – никто не знает. Как же реагировать на проявления зла? Что предписывает человеческая природа? Нужно ли бояться совершить преднамеренный злой поступок? Существует ли эффективное средство борьбы со злом и несправедливостью? – вопросы, актуальность которых отразилась и в литературе. 

В произведениях русской классики персонажам, выступающим в роли жертв, чрезвычайно свойственна аутоагрессия. Примеры известны. Катерина из «Грозы» бросается в реку. То же самое делает Леди Макбет Мценского уезда. Героиня «Бесприданницы», умирая, театрально благодарит своего убийцу и даже пытается выдать убийство за самоубийство. Герасим из «Муму» тоже совершает что-то вроде символического суицида. Об Анне Карениной и не говорю… На виновников своих злоключений жертвы редко обращают свой гнев. Мстительность проявляют в основном гоголевские ведьмы, а также всякие мелочные и суетливые персонажи вроде жительниц города Мордасова. Герой, который рассчитывал на сочувствие читателя, не должен был опускаться до прямой мести, выраженной в ответном нанесении вреда. В этом отразилось христианское мировоззрение и писателей, и читателей позапрошлого столетия. Идею мести как справедливого возмездия в глазах широкой публики позднее реабилитировал Булгаков, разделивший главного героя своего романа на две ипостаси – пассивного страдальца Мастера и его активную защитницу Маргариту.

Нужно, конечно, иметь в виду, что самоубийство тоже представляет собой форму мести, реализуемой через внушение обидчику чувства вины. (Работает это, правда, далеко не всегда). А кроме этого, в самоубийстве можно разглядеть ещё и бунт против самого Создателя, билет Ивана Карамазова. Но всё же по совокупности череда отчаянных жестов в произведениях русской литературы производит всё-таки удручающее впечатление: сами жертвы выглядят до странности беспомощными, безропотными и покорными, а их обидчики – полностью безнаказанными. Ни Кабаниха, ни барыня из «Муму», ни даже Паратов, ни тем более Сергей из «Леди Макбет…» не будут долго переживать по поводу того, что вынудили кого-то покончить с собой. Эффект здесь рассчитан в основном на читателя. Мучиться раскаянием способен только сравнительно совестливый Вронский, но при этом нужно иметь в виду, что наибольший вред своим поступком Анна нанесла всё-таки не ему, а собственному сыну.

Нельзя, конечно, не учитывать и роль художественного приёма. Герасиму незачем было убивать несчастного пёсика, но он это делает, чтобы обозначить границы собственной жизни: утопив собачку, он как будто убивает всё живоё в себе, после чего его настоящая жизнь заканчивается, и начинается чисто механическое существование. Катерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» умирают, чтобы продемонстрировать, что «чистая душа не может жить в нашем жестоком и порочном мире». Относительно «Леди Макбет…» можно предположить, что главная героиня воплощает здесь русский народ и саму матушку Россию, которая долго мается в полузабытьи, не зная, куда себя девать, а когда страсть / идея фикс заставляет её встряхнуться, пускается во все тяжкие. Наломав же дров и полностью разочаровавшись в «мечте», она включает режим «Пропадай моя телега…». Но если отвлечься от всякого рода иносказаний, вернуться к живой Катерине Львовне и предоставить ей полную свободу действий, то не исключено, что она сумеет найти способ вернуть Сергею все долги и отплатить ему сторицей.

В связи с этим возникает вопрос о том, насколько правдоподобно ведут себя вышеперечисленные персонажи. Наименее волевой представляется Катерина из «Грозы». Хотя в спектакле по этой пьесе, поставленном режиссёром Ниной Чусовой, исполнительница главной роли Чулпан Хаматова всё же смогла вытащить из своей героини протестный заряд. Трудно предположить, как повела бы себя Лариса Огудалова, если бы осталась жива. Варианты могут быть разными. А уж у таких решительных дам, как Катерина Львовна или Анна Каренина, диапазон ещё шире, и самоубийство – лишь один из множества возможных исходов.

По-видимому, понятия мести и справедливости увязаны в человеческом сознании прочнее, чем предполагала и допускала христианская мораль. Насколько теория о непротивлении злу насилием прижилась на практике, говорит уже тот факт, что самый кассовый фильм последнего времени называется «Мстители». Массовая культура вообще во многом честнее и откровеннее: граф Монте-Кристо в том или ином виде присутствует в каждом втором популярном фильме, а одноимённый роман Дюма лежит в основе едва ли не всех сериалов, рассчитанных на мужскую аудиторию. Внутри детективного жанра существует большой корпус произведений, посвящённых историям о преступниках-мстителях, в которых мстители получают полное или частичное моральное оправдание. Один из самых известных примеров – роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». А в другом своём романе о мстителе, «И никого не стало» (первоначальное название – «Десять негритят»), Агата Кристи создаёт картину, на которой преступники начинают осознавать степень своей вины только под угрозой расплаты.

В литературе и кино последних десятилетий есть много произведений, которые можно рассмотреть как варианты печальных сюжетов из русской классики, где переиграно поведение жертвы. В сторону его радикального ужесточения. 

Первую пару текстов составляют драма «Бесприданница» Александра Островского и трагикомедия «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта. В русской пьесе вероломный любовник Паратов обманывает доверчивую девушку Ларису, которая вследствие этого переживает ужасное потрясение и опустошение. Пуля ревнивого Карандышева избавляет её от тяжкой необходимости приспосабливаться к миру, «где всё продаётся». Действие написанного спустя почти 80 лет произведения Дюрренматта до определённого момента развивается по схожей схеме, чтобы затем отклониться от неё на 180 градусов. Альфред Илл обманывает и предает Клару Вешер, оговорив её в суде и отказавшись от их общего ребёнка. Отвергнутая девушка вынуждена покинуть родной город и поступить в гамбургский бордель. Однако там Кларе удается познакомиться с миллиардером по фамилии Цаханассьян и выйти за него замуж. Таким образом Клара становится чрезвычайно влиятельной персоной. Это позволяет ей через много лет вернуться в свой городок и добиться казни Илла. Некоторый потенциал стать Кларой Цаханассьян был и у Ларисы (понятно, что автор убивает её как раз для того, чтобы этого не случилось), а роль всесильного миллиардера вполне мог сыграть Кнуров. Совместными усилиями они могли бы разорить Паратова, а он ведь именно этого боялся больше всего. 

Другой пример – повесть «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова и роман «Горькая луна» Паскаля Брюкнера и одноименный фильм Романа Полански. Как известно, у Лескова Сергей изменяет Катерине Львовне и всеми возможными способами унижает её. Катерина Львовна долго терпит, а потом одновременно убивает и себя, и его любовницу. Главному герою романа Брюкнера по имени Оскар надоедает его любовница Мими, и, пытаясь от неё отделаться, он открыто над ней издевается и выставляет на всеобщее посмешище. Несмотря на это, Мими продолжает оставаться со своим «возлюбленным» и верить в его любовь. Тогда Оскар обманным путем отправляет её на далекий остров. Избавившись от Мими, он наслаждается долгожданной свободой. Однако через некоторое время главный герой попадает в аварию. В больнице его неожиданно навещает бывшая подруга, которую он надеялся больше никогда не увидеть. Она сталкивает его с кровати, в результате чего Оскар оказывается парализован. Мими становится его сиделкой и самым беспощадным образом отыгрывается на его беспомощности. 

И, наконец, самая эффектная и страшная мстительница последнего времени – Эми, героиня романа Гиллиан Флинн «Исчезнувшая» и снятого по нему фильма. Её можно соотнести с любой обманутой мужем или любовником героиней. Незадачливый муж Эми по имени Ник изменяет ей со своей студенткой. Тем самым он будит лихо, по сравнению с которым ураган и цунами – детский лепет. Эми инсценирует своё исчезновение и организует подставу, в результате чего Нику может угрожать обвинение в убийстве и смертная казнь. Реализуя план мести, она мимоходом убивает одного из своих бывших ухажёров. Кроме того, выясняется, что и подставу она устраивает уже не в первый раз. Стоит отметить, что её первоначальный замысел включал в себя и самоубийство. Но вовсе не ради того, чтобы проштрафившегося мужа загрызла совесть, а исключительно для того, чтобы он гарантированно попал на электрический стул. Однако Ник выступает по телевидению с раскаянием, и Эми решает к нему вернуться. Трудно сказать, что для него хуже. Как бы то ни было, рядом с ней он выглядит, как кролик рядом с тираннозавром.

На страницах романов и на экране любая версия античной Медеи смотрится заметно интереснее, чем безответный страдающий ангел. Если бы Маргарита, вместо того чтобы громить квартиру Латунского, тихо утопилась, роман Булгакова вряд ли обрел бы культовый статус. С воспитательной же точки зрения, истории о том, что, причинив кому-то зло, можно нарваться на такую ответную ненависть, с которой уже никогда не справишься, и которая превратит твою жизнь в кошмар, увы, намного убедительнее историй об угрызениях совести, якобы ожидающих виновников чужих страданий.



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Визитная карточка |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика