Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Союз Писателей Москвы  

Журнал «Кольцо А» № 126




Владислав КУРАШ

Foto 3

 

Украинский русскоязычный писатель-минималист. Родился в 1974 г. Получил три высших образования. Жил в Португалии и Польше, принимал участие в археологических экспедициях, проводивших раскопки древних поселений ляхов и полян, поиск массовых захоронений жертв нацизма. Регулярно публикуется с 2007 в изданиях России, США, Израиля, Германии, Чехии. Участник и победитель международных литературных конкурсов. Автор сборника рассказов «Дети судьбы» (2013).

 

 

 

ТРОГАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ОГРОМНОЙ ЛЮБВИ

 

Посвящается моей жене, Алёне Гордиенко-Кураш

 

Постмодернизм – это болезненное маргинальное состояние современной культуры, метание между отживающим прошлым и необозначенным будущим, затянувшееся на долгие десятилетия. В большинстве своём, бесплодные хаотические поиски новых революционных форм самовыражения и отражения действительности. Попытка ухода от традиционных общепринятых систем и категорий восприятия и мышления. Попытка создания нового порядка вещей. Попытка переворота и переустройства общественного сознания. Попытка переосмысления моральных устоев и переоценки общечеловеческих и культурных ценностей. Попытка переориентации духовных устремлений человека.

Отцом «минимализма» и соответственно отпочковавшегося от него в начале второго тысячелетия и сформировавшегося как самостоятельное художественное направление «художественного документализма» многие современники считают Эрнеста Хемингуэя.

Как-то он поспорил с Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом, что сможет написать очень короткий рассказ. Хемингуэй выиграл спор, написав рассказ, в котором было всего лишь шесть слов, крохотную трогательную историю жизни одного маленького мальчика: «Продаются детские ботинки. Неношеные» («For sale: baby shoes, never worn»).

После Хемингуэя в этом направлении пробовали себя многие известные мастера. И Раймонд Карвер, и Чарльз Буковски, и Арам Сароян, и Мэри Робинсон. Список знаменитых имён можно продолжать бесконечно.

Говоря о писателях-минималистах, нельзя не вспомнить и о Василиске Гнедове и его «Поэме Конца». Эта «поэма» представляет собой чистый лист бумаги и ничего больше. Впрочем, утверждать, что поэма бессловесна и бессмысленна я бы не стал: есть название, в котором и заключена глубокая идея автора.

Хотелось бы сказать пару слов и о романе Владимира Блинова, который состоит из одной фразы: «Не надо! Я сама» – всего лишь четыре слова. И, тем не менее, Владимир Блинов определяет своё творение, как роман, считая его многогранным и поливариантным, открывающим богатейший простор для фантазии читателя.

Будучи писателем-минималистом, в один прекрасный день я тоже захотел написать свою крохотную трогательную историю, такую же многогранную, глубокую и поливариантную, как у Хемингуэя и Блинова. И вот что у меня получилось. Я написал рассказ в шесть слов, в котором была заключена история длиною в жизнь: «Я не хочу жить без тебя». Рассказ я назвал «Трогательная история одной огромной любви».

После этого я понял, что просто обязан сформулировать, хотя бы для себя, некоторые теоретические аспекты своего творчества. Ничего сверхоригинального из этого, конечно же, не получилось, зато появилось чёткое осознание того, что я делаю, того, на что убиваю всё своё свободное время. Итак:

Минимализм – художественное направление в литературе, базирующееся на минимализации использования в творческом процессе материалов, инструментов и средств художественной выразительности, на минимализации количества используемых слов при передаче максимума информации, на стремлении к упрощённости и единообразию форм. Герои в минималистских произведениях, как правило, безлики и не имеют характерных черт. В минималистических произведениях изображаются только самые необходимые, основные черты и детали. Автор, вместо того, чтобы описывать каждую мелочь или подробность, даёт только основной контекст, предлагая воображению читателя самому «дорисовать» историю.

Художественный документализм – художественное направление в литературе, в основу которого положено создание документа, отражающего ту или иную особенность действительности. Художественный документализм базируется на одиннадцати принципах:

1. Достоверность художественного образа.

2. Лаконизм. Для создания полновесного достоверного художественного образа достаточно минимального набора средств художественной выразительности.

3. Единство типизации и индивидуализации художественного образа.

4. Характер выступает центральным, главенствующим образом художественного произведения.

5. Детализация художественного образа. Каждая деталь важна для создания полновесного достоверного художественного образа.

6. Предметом художественного изображения является человек и окружающий его мир.

7. Идейное содержание является неотъемлемым компонентом художественного произведения.

8. Художественное произведение является системой ценностных ориентаций. Познавательная, воспитательная и эстетическая функции художественного произведения.

9. Пафос художественного произведения. Эмоциональность является стержневым важнейшим элементом любого художественного образа, любого характера и всего художественного произведения в целом, самым эффективным средством воздействия на читателя.

10. В основе любого художественного произведения лежит художественный вымысел, который является авторским способом отражения действительности.

11. Документализм. Всякое художественное произведение является своеобразным документом, в художественной форме фиксирующим те или иные черты действительности.

 



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Визитная карточка |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика