Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Союз Писателей Москвы  

Летние международные литературно-образовательные чтения в Польше

 

 

Итак, в конце нынешнего теплого лета – в августе 2012 года  -  снова состоялись традиционные  – уже XV -  Международные литературно-образовательные чтения в Польше, в замечательном старинном городе Гданьске. Эти чтения  регулярно проводятся Российскими Центрами науки и культуры в Варшаве и Гданьске, Гданьским университетом при содействии Союза писателей Москвы. Для всех, кто говорит по-русски, интересны такие неформальные встречи  поэтов, публицистов, критиков, исследователей, редакторов альманахов, а также художников и музыкантов, которые утром выступают на «круглых столах» с теоретическими докладами, а вечером делятся творческими достижениями. В этом году сюда съехались деятели культуры из России, Польши, Эстонии, Украины, Канады, США (Аляски), Швеции.

Яркой прелюдией встречи в Гданьске стало выступление на западном рубеже нашей страны – в Калининграде, в Центральной Городской библиотеке им. А.П. Чехова. Выступали не только москвичи - прошла презентация новых книг писателей-калиниградцев, которую вели Борис Бартфельд, председатель Калининградского отделения Союза российских писателей, и Нина Перетяка,кандидат культурологии, руководитель Калининградского отделения Российского фонда культуры. Успели гости города и посетить восстановленный Кафедральный Собор Кёнигсберга и поклониться Иммануилу Канту.

Чтения открылись в Российском Центре науки и культуры, находящемся в самом сердце Гданьска, на старинной площади Длуга Тарг, в здании, которое известно с XVI века под названием «Львиный замок».  Здесь забываешь, что город был разрушен во время войны и восстал из руин, – он так прекрасен и выглядит как старинный, подлинный, поскольку восстановлен довольно давно - прошло не так мало лет с тех пор, как он получил новую жизнь.

Открыл чтения профессор Франтишек Апанович, автор известных в Польше книг о Варламе Шаламове и Михаиле Пришвине, – один из организаторов и вдохновителей с польской стороны. Затем нас приветствовал ректор Гданьского университета – как здесь его называют, Его Великолепие профессор, доктор Бернар Ламмек, который вручил Почетную медаль Гданьского университета доктору исторических наук Лоле Звонарёвой, вместе с координатором культурных программ Татьяной Хохловой в течение многих лет организующей эти международные встречи. Приветствовали участников чтений руководители Российских Центров науки и культуры Гданьска (Елена Волгина) и Варшавы (Андрей Потемкин).

Напряжённая работа Чтений проходила в конференц-зале университетской гостиницы, расположенной в приморском городке Сопоте. Тема чтений этого года –  «Постсоветское литературное пространство: между реализмом и символизмом». Серьёзные философские проблемы поставил уже первый доклад заведующего сектором научно-популярных изданий Главного архивного управления города Москвы, кандидатом исторических наук, членом Союза писателей России Александром Шариповым – «Луч из тёмного царства»: этика и эстетика постмодернизма как проявление цивилизационного кризиса».

Позиция исследователя основывалась на парадоксальной концепции Макса Нордау (1849-1923) – писателя, утверждавшего, что катастрофа будущего произойдёт из-за технического прогресса. Нордау считал, что вырождение культуры проявляется в постмодернизме, который не нуждается в каком-либо смысле. Шарипов также опирался на философские идеи И.Ильина, стремившегося во всём открывать духовную сущность, которая утрачивается в постмодернистском искусстве. Пессимистические взгляды Нордау впоследствии были развиты в знаменитом труде О.Шпенглера «Закат Европы». Доклад вызвал серьёзную дискуссию о перспективах развития социума, о сути и роли постмодернизма в  современном искусстве.

Член Союза писателей Москвы, поэт Григорий Певцов зачитал «Манифест нового символизма» и дал обоснование основных его тезисов в своем выступлении «От Константина Бальмонта до Манифеста нового символизма». Авторы Манифеста фиксируют поворот развития литературы в постсоветское время в сторону обновлённого символизма.

К теоретическим докладам примыкает выступление автора этих строк «Традиции и стереотипы в духовной сфере: сохранение и слом (на опыте творчества Ю. Дружникова)», в котором отмечаются серьёзные перемены в развитии искусства в целом. В новое время происходит слом утвердившихся в советское время ложных мифов, ставших культивируемой традицией. Происходит утверждение новых подходов к реальности, позволяющих раскрывать сущность реальности и отражать её в искусстве.

Конкретизацией этой позиции послужило сообщение члена Союза писателей Москвы, многолетнего сотрудника «Литературной газеты» прозаика Игоря Гамаюнова «Опыт журналистских расследований в художественном творчестве Юрия Дружникова». Здесь акцент был сделан на исследовательском характере творчества Ю. Дружникова: приведены раскрытые им примеры искажения реальности в советской литературе и журналистике.

Интерес участников встречи вызвало выступление члена Союза писателей Москвы, известного журналиста и писателя Игоря Дуэля «Начало века: кризис очерка», посвященное судьбе популярного в советское время жанра. В изменившихся условиях меняется соотношение жанров, выделяются новые приоритеты в области литературы и журналистики: если прежде трудно было отражать правду жизни, то теперь отсутствует официальная цензура. Очерк в те времена  был популярен, поскольку в этом жанре чаще других поступала правда факта. Теперь свободы больше, и в этом одна из причин того, что очерк утрачивает прежнюю актуальность.

Острую дискуссию вызвали сообщения членов Союза писателей России Владислава Бахревского, автора исторических романов, резко осудившего отношение Льва Толстого к церкви, и Юрия Баранова, размышлявшего о национальном содержании культуры. Оба эти выступления вызвали активную реакцию участников, выявившую серьёзные проблемы как социального развития нашей страны, борьбы позиций в общественном мнении, так и отражение этого процесса в литературе.

Всеобщее внимание привлекли презентации творчества художников. На встрече была представлена выставка живописи члена правления Союза художников ПодмосковьяВиктораСтепашкина, выступившего с сообщением «От личного опыта портретиста к организации групповой выставки подмосковных художников в Коломне». Художник показал, что искусство Подмосковья плодотворно развивается.

Своё творчество представила и художник-монументалист, член Союза художников КанадыМарина Попова, проживающая в Монреале. Это художник, имеющий мировое имя: она расписывала общественные здания в Канаде, США, Китае, Аргентине, России. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в музеях разных стран мира. Художница представила работы (фотографии, компьютерное изображение) и выступила со своими соображениями  по теме «Повествовательно-литературное мышление художника-абстракциониста. Личный опыт». Поповой удалось образно передать свои ощущения, показать, как неожиданным образом проявляется её опыт живописца в художественной прозе. Она зачитала главы из своего рассказа «Крибли-крабли бумс», опубликованного в журнале «Знамя» № 11 за 2011 год, где сам цветовой спектр выдает живописца, но занимательно и сюжетное действие, текст пронизан юмором, насыщен точными деталями.

Особое место в чтениях занимала литература для детей. Привлекла внимание прозаик и педагог Жанна Лельчук, кандидат филологических наук, профессор университета Аляски, преподаватель русского и английского языков отдела образования города Джуно (США). Она представляла оригинальные методики преподавания русского языка как иностранного, детские книжки, а также книгу публицистических очерков «Не ходите, девки, замуж в Америку». Жанна давно живёт далеко от Родины, но на бывшей нашей земле выполняет достойную миссию – несёт людям язык и культуру России.

Ярко оформленные познавательные детские книжки представила член Союза писателей России Елена Глазкова. Она пишет сказки, привлекая научные сведения о различных животных, об их повадках. Наряду с профессиональными иллюстрациями автор использует рисунки детей.

Порадовало выразительное, артистичное чтение стихов грузинского поэта, мультимедиаартиста, правозащитника, лауреата международных премийЗураба Ртвелиашвили, приехавшего из Швеции. Переводы прозвучали в исполнении членаСоюза писателей Москвы, лауреата всероссийских премийЕвгении Добровой. Они представили лучшие имена современной грузинской поэзии.

Большой интерес вызвали творческие вечера писателей, поэтов, художников. Прозвучали новые стихи и проза. Были проведены презентации новых книг, альманахов, журналов. Среди прочих был представлен главным редактором Людмилой Глушковской эстонский журнал «Вышгород», автором этих строк – международный альманах «Муза», Лолой Звонарёвой – альманах «Литературные знакомства».

Об издании русской литературы в Польше рассказала польский педагог Мария Ямпольская - о тиражах, о разнообразии жанров, о популярности имён.

Приятное разнообразие в череду заседаний внесла музыкально-литературная композиция «Польша в зеркале поэзии и музыки» в исполнении лауреата международных конкурсов пианистки Веры Астровой и юного поэтаАлексея Астрова.

На одном из заседаний в Гданьске мы посмотрели кинофильм Эльжбетты Якжиной о Папе римском Иоанне Павле II, которым так гордятся поляки.

Так из выступлений участников чтений из разных стран, представляющих разные виды искусства, складывалась впечатляющая мозаичная картина современной литературы в её живом контакте с другими видами искусства.

 

…А тем временем дожди прекратились, и поутру, и по вечерам все дружно отправлялись к морю наслаждаться потеплевшей морской волной. Большое удовольствие получили участники чтений и от экскурсии в крупнейший в мире рыцарский замок Мальборк (XIII век), про который шутят, что это "наибольшая гора кирпичей к северу от Альп". Он также пострадал во время войны, но теперь горделиво возвышается, восстановленный усилиями трепетно относящихся к своей истории поляков. Хотя и поныне здесь ведутся реставрационные работы.

Радовали нас и вечера памяти Владимира Высоцкого и Александра Вертинского, чьи мелодекламации прозвучали под гитару в артистичном исполнении поэта Григория Певцова.

Насыщенные оригинальным содержанием литературные чтения обогатили участников, внесли вклад в осмысление процессов, происходящих в современной русской культуре. И дали творческий импульс.

                                      Эльмара Фаустова,

кандидат философских наук,

член Союза писателей Москвы  

 



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Визитная карточка |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Видео |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика