Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Союз Писателей Москвы  

В декабре в редакции журнала «Октябрь» состоялось очередное Совещание молодых писателей Союза писателей Москвы. Оно проводится ежегодно с 1999 года, и стать его участником совершенно бесплатно может любой автор, подходящий по возрасту и прошедший творческий конкурс — вне зависимости от места проживания, религиозных или политических убеждений.

 

Мы попросили руководителей и участников семинаров поделиться впечатления от Совещания молодых писателей 2014 года.

 

Валерия Пустовая, литературный критик, руководитель семинара критики.

Мне очень понравилось разнообразие форматов прочитанных критических работ. Семинар оказался моделью современной критики, где рекомендательные рецензии представляют собой мейнстримный жанр, а авторы идейно-эстетических манифестов, аналитических обзоров и проблемных статей единичны и обособлены от широкой публики. Вопрос о разграничении критиков и обозревателей поднимался много раз и в итоге увяз в так и не вышедшей на плодотворный уровень полемике авторов литературных журналов с «газетчиками» и «сетевиками». И вот на семинаре специфика задач и предел возможностей критиков-аналитиков и критиков-рекомендателей обозначились как основа здорового профессионального самосознания.

Рада была и разнообразию предметов критического обсуждения. Помимо так называемой мейнстримной прозы, участники семинара подступались к научной литературе, фантастике и поэзии, пытаясь раскрыть их значение читателям, не вовлеченным в соответствующие творческие сообщества. Это особенно ценно, когда критик рассматривает отдельные сегменты литпроцесса — в контексте большой истории литературы.

 

Foto1

 

Александр Переверзин, поэт, сценарист, руководитель семинара поэзии.

Хотелось бы сказать слова благодарности своим соведущим — талантливой Элине Суховой, проведшей огромную организационную работу, в частности, отбор участников и написание внутренних рецензий, и блистательному Кириллу Владимировичу Ковальджи, рядом с которым вести семинары — одновременно набираться опыта и получать огромное удовольствие.

Порой обсуждения были жёсткими, но большинство семинаристов понимали, что благожелательная критика только помогает им. Некоторые из участников уже после окончания совещания прислали мне новые стихи, по которым заметно, насколько серьёзно ими (некоторыми даже слишком) были восприняты рекомендации, полученные на семинарах. Наверное, для этого мы и собираемся. К сожалению, некоторые участники посетили только свое обсуждение. Высказать им своё мнение об этом у меня не было возможности. Говорю сейчас, надеюсь, прочтут: коллеги, это непрофессионально.

 

Foto2

 

Дарья Бобылёва, прозаик, ассистент семинара прозы.

Я впервые принимала участие в семинарах в качестве лаборанта, а не в качестве подопытного. И все время, начиная с чтения присланных текстов и заканчивая работой непосредственно на обсуждениях, не уставала удивляться тому, сколько тихого труда, оказывается, вложено в эти семинары организаторами.

Молодые прозаики образца 2014 года очень порадовали: собрались люди совершенно разные, талантливые, умеющие слушать («глухарю на току», наверное, не помогут даже лучшие выпускники семинара критики) и анализировать — причем это касается как получивших профессиональную подготовку, так и тех, кто был вооружен лишь интуицией и читательским опытом. Надеюсь, все они прислушаются к замечаниям мастеров, Евгения Анатольевича Попова и Анатолия Николаевича Курчаткина, которые никому еще плохого не посоветовали.

 

Foto3

 

Антон Васецкий, участник семинара поэзии.

Семинар поэзии при Союзе писателей Москвы — не первый мой опыт участия в подобном формате, но, определенно, он занимает в моем личном рейтинге пальму первенства среди других подобных проектов.

Приятно удивила конструктивная тональность обсуждения. Редкий случай, когда на первом месте для участников стояли не «блохи», а «слоны». Большая заслуга в этом — ведущих семинара Кирилла Владимировича Ковальджи, Александра Переверзина и Элины Суховой, с самого начала настроивших стиль дискуссии на позитивный.

Разбирая подборки участников, ведущие семинара не ограничивались формальным подходом. Это был глубокий комплексный анализ не только представленных текстов, мотивов и интонаций, но и — что гораздо более ценно — творческих авторских стратегий. Учитывая ограниченные возможности профессиональных коммуникаций у молодых авторов в современных условиях, общение с мастерами дает мощный импульс для развития.

 

Ася Датнова, участница семинара драматургии.

Когда я училась в институте, раз или два в неделю у нас шел предмет под легким названием «мастерство»: юные авторы зачитывали свои тексты, а мастера нас за эти тексты всячески топтали и высмеивали. И правильно делали. Пожалуй, нету другого метода сместить фокус внимания с драгоценного и уникального своего я на окружающую среду (а пока так не сделаешь, проблемы «я» в виде текстов интересны только твоим родителям — да и то не наверняка).

В 2013 году я попала на семинар в группу прозы — и снова почти та самая атмосфера института, чего мне, оказывается, не хватало. В одном из закрытых профсообществ на Фейсбуке видела новость о семинаре с вопросами: «А зачем это надо? А что дает?» — мол, если ни денег, ни работы. Это дает как минимум информацию. 7-10-12 человек в группе, плюс ведущие — это 7-10-12 мнений о твоем тексте, за три дня, с обсуждением, спорами — уже лучше, чем терзать друзей и знакомых «ну ты уже прочел нового меня? А скоро?» Тут все-таки получаешь профессиональное обсуждение — и можешь, если захочешь, скорректировать производимое на читателя впечатление.

Но не только это: на самом деле, еще даже больше пользы случается от внезапных идей, пришедших в голову и не касающихся напрямую предмета обсуждения, от разговоров, ушедших в сторону, баек, воспоминаний, любых других моментов контакта. Например, с прошлого семинара ношу запись в тетрадке: «Смерть — это дополнительная музыка». Так с ней и доехала до этого года, а в этом году записала рядом «Вербатим лучше тогда, когда говорит человек молчащий». Не хочу даже расшифровывать, пусть это будут фразы дзен.

 

Foto4

 

Дмитрий Калмыков, участник семинара прозы.

Участвую в семинарах СПМ уже второй раз. При этом нет ни малейшего ощущения «повтора». Проза радует стилистическим и тематическим разнообразием. Даже в рамках «одного жанра» тексты написаны очень по-разному. Это и не удивительно, учитывая пеструю географию участников семинара — от Петербурга до Астаны. И, конечно, уровень. Практически ни одной «ученической» работы увидеть не пришлось, с поправкой на то, что поучиться всегда есть чему.

 

Анастасия Букреева, участница семинара драматургии.

Тихо, почти незаметно за три дня меняете сознание. Когда понимаешь, что произошло, поздно — уже другой человек. И мысли у этого другого человека просто какие-то инопланетные стали. Сопротивления бесполезны. И последствия сравнимы разве что с землетрясением. Невыносимая легкость бытия появилась. А без него ничего не получается. Спасибо вам большое. По-другому. Теперь всё. Всё теперь гораздо интереснее. И за людей, которые делали это и за тех, кого позвали учиться у них, благодарю. А также всем-всем организаторам с невидимого и видимого фронта — большое спасибо!

 

Foto5

 

Марина Крамская, участница семинара прозы.

Что может быть лучше, чем провести выходные в кругу единомышленников за интенсивной работой по самосовершенствованию? После таких встреч возвращаешься домой с каким-то особенным боевым настроем. Анализируешь все замечания и понимаешь, какой далекий путь еще впереди. Но все-таки это путь, на месте которого раньше была стена безвыходности. И огромное спасибо всем и каждому, кто направляет нас верной дорогой вопреки материально-территориальным трудностям.

В этом году на семинаре прозаиков собрались удивительно разносторонние люди. Такого насыщенного обсуждения я никак не ожидала: абсолютно все приняли живое участие и дали немало ценных советов. Очень полезно было услышать разбор остальных участников семинара — чужой опыт здесь дает не меньше поводов задуматься, чем свой собственный. Конечно, отдельной благодарности заслуживают наши Мастера — Евгений Анатольевич и Анатолий Николаевич. Низкий поклон им за такой внимательный и скрупулёзный подход к каждой работе. Учиться у таких профессионалов — необычная удача, и мне до сих пор не верится, что три дня мы мариновались в одном помещении, чтобы нащупать ту самую ниточку, за которую потянешь, и начнут раскрываться тайны высокой литературной эстетики.

Спасибо всем тем, благодаря кому состоялся наш маленький обмен эмоциями. Надеюсь, мы еще обязательно увидимся.

 

Дмитрий Былецкий, участник семинара прозы.

Несмотря на то, что я филолог (о чём я трынжу постоянно), мне очень непросто подобрать слова, выражающие всю ту гамму чувств и переживаний, которую я пережил, будучи на семинаре и особенно после него. Я давно не испытывал такого... литературного, что ли, и культурологического катарсиса! Для меня как для человека, живущего в тексте и оценивающего всё окружающее пространство как текст, как набор знаков, подчиняющихся или неподчиняющихся определенным законам, всё произошедшее было чем-то вроде отдохновения души.

Я не хочу касаться организационных вопросов, потому что всё было просто замечательно — и вкусно, и много, и гостеприимно, и открыто, и доброжелательно. Я говорю исключительно о бесценном опыте, об ощущении собственной значимости (несмотря на самые радикальные оценки творчества), о расширении творческого пространства и, безусловно, о новом мире — людей, событий, слов. Каждый человек из семинара — писатель, где-то даже творец. Но это далеко не самое главное (по крайней мере для меня). Каждый теперь — часть моего мира. Пусть, конечно, в разной степени и в разном объеме (субъективность всегда присутствует), но тем не менее часть.

Вот за это всё вам всем огромное и самое искреннее спасибо! Даше и Вике — за поддержку, понимание и уют) Евгению Анатольевичу и Анатолию Николаевичу за критику, профессионализм и надежды (и даже за «навоз»)! И всему «Октябрю» — за радушный и какой-то даже семейный прием и за возможность соприкоснуться с вожделенным миром!

 

P.S. Люди. Главное — люди. Тоска так и раздирает. Никого ж толком не знаю, а тянет к ним, как пьяного к асфальту.

 

 

      



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Визитная карточка |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Видео |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика