Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Союз Писателей Москвы  

О новой книге Сергея Белорусца «Песни для чтения»

 

Воспоминания это такая штука… Чаще всего они интересны одному человеку – самому автору и – местами – его друзьям и знакомым – «А вдруг и обо мне что? Вряд ли, конечно, но вдруг?» Еще бывают воспоминания скандальные, эти интересны всем. Ну как же, к Малахову не ходи, что-нибудь любопытное о всеобщих любимцах-кумирах вычитаешь, будет о чем с коллегами в курилке поговорить, да и вообще приятно. Вот вы, кстати, знаете, сколько женщин было у Пушкина? А как он к ним относился? Нет?! Ну идите, идите уже почитайте! Если тираж не раскупили. Такие книги нарасхват. А чтобы читатели не перепутали их с каким-нибудь занудством, где все о чудных мгновениях да золотых рыбках, на обложке дизайнеры издательские сразу ставят большими буквами: «скандал» или «сенсация». Чтобы сразу было ясно – что с полки брать и на кассу нести. Ведь кому, скажите, интересно читать о том, как один писатель ходил по утрам два года в Серебряный бор купаться и за эти два (!) года ни одного маньяка-убийцу-педофила не встретил? Разве что бабушку какую-то лохматую, зеленую, которая ограбила его на десять копеек. Вот с этого момента можно было бы поподробей, покрасочнее… Ан нет, взяла зеленая бабушка у писателя два пятака и растаяла в утренней дымке. Как тут о призраке Зеленой Леди не вспомнишь? Не триллер, так хоть, может, городское фэнтази? Это сейчас модно. Только Леди-то в Англии… А у нас? А что, собственно, у нас?

 

                    Foto_1            Foto_2

 

Новая книга известного детского и взрослого поэта и прозаика Сергея Белорусца «Песни для чтения» (Союз писателей Москвы, «Academia», 2013), действительно, насквозь пронизана мистикой. Между тем, ничего более прозаического и «бытового» я не читала уже давно. И как это все только сочетается под одной обложкой (с распахнутым настежь – в белый (черно-белый?) свет черным окном)? Но ведь сочетается! Вот почитайте хотя бы историю о сломанном унитазе и сторублевке, упавшей с неба. Или о приблудившейся кошке и на нее, кошку, мучительно, но навечно исчезнувшей аллергии. Автор, известный своими блистательными каламбурами, шарадами и загадками для детей, выпустил, наконец, большую книгу абсолютно взрослых и серьезных шарад, подготовленных им в соавторстве с Жизнью. «Прозаическая ретропись», а именно так Сергей Белорусец сам обозначил жанр этого сложного сочетания «записок дошкольника» и приложений к ним, собственно «песен для чтения», «рассказцев», «историек», «рецензиек» и даже «абсурдопереводов», книга совсем не простая. Какие там воспоминания? Хотя автор и в самом деле самозабвенно (это не оговорка!) вспоминает. Скрупулезно, по крупицам, воссоздает мир вокруг себя. А порой и мир вокруг себя будущего. В повествование (а это именно целостное неразрывное повествование, пусть и заботливо разделенное автором на коротенькие рассказы-истории, а затем и вовсе дополненное всевозможными рецензиями и посвящениями) входишь плавно и легко, чтобы выйти – как по ступенькам – по строкам содержания – в самом конце толстого шестисотстраничного тома. Официально – на бумаге – начинается книга с интервью, которое автор дает не столько милой журналистке, сколько всем нам – читателям, и в котором он, как и положено взрослому и серьезному писателю, рассказывает о себе, своем взгляде на мир, на литературу. Рассказывает увлекательно, но… Читать это интервью лучше после прочтения всей книги, так будет интересней и правильней. Попробуйте! На самом деле начинается ретропись с… выбора имени будущего автора. По улице идут двое – будущая мама и будущий папа – и с радостным предвкушением разговаривают о ребенке, которого еще нет. Ребенок – спустя много лет так подробно описавший этот разговор, – сидит в животе у мамы и – наверняка – подслушивает и запоминает (пригодится, еще как). Потом мальчик появляется на свет и начинает жить. Живет интересно. Наверное, особенно интересно для читателей лет двадцати-двадцати пяти, для которых эта книга не просто воспоминания одного конкретного человека, а целая энциклопедия той жизни, того времени, о котором они знают лишь по фильмам и литературе (можно ли всему этому верить?). Когда читаешь «Песни для чтения» вопроса «А может вообще такое быть?» как-то не возникает. Все описывается очень подробно и достоверно, правда слегка отстраненно, словно автор смотрит на себя прежнего глазами комментатора и действительно комментирует – рассказывает кому-то: «Смотрите-ка, что творит! А завтра с ним будет то-то и то-то…» Но дело не в этом. Книга поглощает читателя и заставляет его жить и думать по своим законам. Законам мира, в котором так причудливо и неразрывно переплетаются приземленные бытовые, порой анекдотические, подробности и самые что ни на есть настоящие чудеса. Внимательный читатель (особенно если он знаком с предыдущим творчеством Сергея Белорусца) легко догадается – почему. Автор (повторю – он является известным и титулованным детским писателем) владеет очень редким и необычным даром – видеть мир глазами ребенка (не зря в книге самыми яркими и «живыми», на мой взгляд, оказываются рассказы о глубоком детстве). А для детей (и взрослых, умеющих говорить с ними на одном языке) мир – со всеми его прозаическими, обыденными и неприглядными (да кто к ним приглядывается?) деталями – ни что иное как настоящее чудо. С каждым днем становящееся все чудесатее и чудесатее. И это нормально (секрет той самой отстраненности и неподрывного спокойствия), иначе и быть не может.

Несмотря на четкую хронологию и детальное описание отдельных (самых запомнившихся?) событий жизни, не стоит даже пытаться прослеживать по текстам «Песен» биографию их автора. Ретропись, что с нее взять – сплошной мистический реализм, где-то недосказанность, где-то – пропуск, где-то – намек, где-то вообще анекдот чистой воды. Но все вместе – и есть целая жизнь, о которой по-другому и не расскажешь.

Такие вот «Песни для чтения». С выражением. Удивления и удовольствия – на лице.

 

Тая Ларина



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Визитная карточка |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Видео |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика