Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Союз Писателей Москвы  

Foto1

 

Умер писатель-драматург Виктор Иосифович Славкин. Витя. Витек.

Мы были дружны с 61-го года, то есть 55 лет. Поверьте, это немало – 55 лет вместе. Так что сегодня, можно сказать, с ним вместе немножко умер и я. Потому что у нас была общая жизнь, были общие критерии в Искусстве, общие взгляды и убеждения. Нас не разорвешь.

В светлой памяти Студии МГУ «Наш дом» Виктор Славкин был начинающим автором-драматургом, но уже тогда показал, что у него есть за душой уникальная профессия – Придумщик. Совместно с другими блистательными фантазерами – Аликом Аксельродом и Мишей Ушацем - Витя придумал «Басни-цветасни» - гениальную миниатюру, в которой была открыта так называемая драматургия цвета. Без слов, пантомима, но цветные дощечки перемещались в пространстве сцены и создавали удивительный философско-метафорический Театр.

Первая пьеса Виктора Славкина называлась «Плохая квартира». Действие в ней происходило… в тире, куда поселилась семья беженцев. Они привыкли к тому, что по ним кто-то стреляет… наблюдать за их бытом было смешно и страшно. Пьеса была поставлена мною, но дальше премьеры дело не пошло. Спектакль тотчас был запрещен на корню, хотя его тема – антивоенная, я бы даже сказал, пацифистская, и сегодня могла бы восприниматься как чрезвычайно актуальная.

В середине 60-х годов мы с Виктором Славкиным работали в журнале «Юность», где он после меня редактировал отдел сатиры и юмора. Здесь вольнолюбие и рассвобождение общественного сознания, присущее молодому поколению тогдашних писателей и поэтов, собиравших на своих выступлениях стадионы, оказали на общество и его гражданское миросознание огромное влияние. Конечно, Вася Аксенов в первую очередь повлиял и на Витю, и на меня, и на Гришу Горина, и на Аркашу Арканова, и на десятки других начинающих литераторов.

В это время Виктор Славкин писал не только юморески, он создал цикл одноактных пьес-гротесков, которые и по сей день, мне кажется, являются образцами нового художественного мышления в театре под названием «Авангард» - пьеса «Оркестр» предвосхищала репетицию оркестра самого Феллини, а пьеса «Мороз» была написана в лучших обэриутских традициях Хармса и Введенского.

Далее Виктор Славкин написал несколько больших оригинальных пьес, которые стали событиями и даже явлениями нашей театральной жизни. Мы в то время учились драматургическому мастерству в Студии молодых драматургов под руководством незабвенного Алексея Николаевича Арбузова, из под крыла которого вышли и Витя Славкин, и Люся Петрушевская, и я, и Аркаша Инин, и Оля Кучкина, и Аня Родионова… и многие другие сравнительно молодые в то время имена. У всех нас своя судьба, одни споткнулись, другие прорвались… Самыми выдающимися спектаклями Виктора Славкина были блестяще поставленные Анатолием Васильевым «Взрослая дочь молодого человека» (на сцене театра Станиславского) и «Серсо» (на малой сцене театра на Таганке). К Славкину немедленно пришла слава. Он, драматург школы «Нашего дома» и Арбузова, становится одним из лидеров нового театра 70-х годов, его светлым знаком.

Виктор Славкин прекрасно чувствовал игровую форму. Любил тонкость в искусстве и образную правду жизни. Он понимал, что такое абсурдная гипербола в театре как никто. На его могиле я бы написал: «Виктор Славкин. Человек со вкусом».

Конечно можно добавить к его творческой биографии замечательные сценарии множества ретропрограмм, созданных на Авторском телевидении – цикл популярнейших передач «Старая квартира», где раритеты и признаки ушедшего времени становились причинами и символами романтических воспоминаний о прошлом. Виктор Славкин заслуженно получил за эту работу премию «Тэфи». Также заметен его вклад в искусство анимационного кино.

В последние годы Виктор Славкин тяжело болел. Он мужественно переносил все свои боли и никто из нас не мог представить, какие переживания терзали его тело и душу. Болезнь была неизлечима и она подло прогрессировала…

В эти дни я перечитал книгу Вити «Памятник неизвестному стиляге» - и снова подивился изумительному таланту своего друга и коллеги. Его уход – уход легендарной эпохи, знавшей что такое жить свободно и творить свободно в несвободной стране. Виктор Славкин умел это делать весело, мудро и по-философски артистично. Он был светящийся, брутальный, заводной человек, любивший жизнь и в задумчивом отшельничестве, и в неуемном компанейском общении.

Когда-то я поставил номер «Козел» на саксе» в исполнении Саши Филиппенко – специально для вечера арбузовской студии, но потом в связи с бешеным успехом он зажил собственной жизнью на эстраде и телевидении, - это была обработка текстов Вити Славкина из пьесы «Взрослая дочь молодого человека». А чем кончается эта пьеса? Репликой стиляги Бэмса:

«Вот наш поезд в Чаттаногу-тоЧучу и причухал!»

Занавес.

 

Марк Розовский



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Визитная карточка |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Видео |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика