Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Союз Писателей Москвы  

20 ноября в Литературном салоне «Булгаковский дом» состоялась презентация сборника рассказов Тамерлана Тадтаева «Полиэтиленовый город». Книга выпущена издательством «СЕМ» при поддержке Регионального общественного фонда содействия развитию культуры «Мир Кавказа». Это уже четвертая книга автора, но сам он считает ее «своей первой хорошей книгой».

Название, казалось бы, не обещает реализма. Но на поверку оно вполне буднично. После боевых действий 2008 года Цхинвал был весь в полиэтилене, все окна оказались разбиты. А сборник рассказов о Цхинвале получил название «Полиэтиленовый город».

Тамерлан Тадтаев родился и живет в Цхинвале. Ему пришлось участвовать в грузино-осетинских войнах 1991-1992 и 2004 годов, в боевых действиях августа 2008 года. Дата 08.08.08, перечеркнутая следом от гусеницы танка, стоит на обложке «Полиэтиленового города». Но эта книга – не рассказы бывалого солдата о «наших» и «врагах», героизме первых и гнусности последних, в ней нет той кровожадной «остросюжетности», которая кажется особенно неуместной в историях о войне сегодняшнего дня.

«Мне все время говорят, что мои рассказы – о войне. А я не считаю, что они о войне. Я все время говорю, что это о цхинвальской жизни. Там почти двадцать лет шла вот такая жизнь во время войны. Целое поколение выросло так. И я думаю, что не только Цхинвал пережил такое, во многих странах так живут – Израиль так живет, Колумбия так живет. И это общечеловеческое, а не только цхинвальское. И там больше написано о внутреннем конфликте, а не о конфликте внешнем», – говорит автор.

Редактор сборника Виктория Лебедева тоже считает, что война в нем – не главный герой: «Это не что-то отвлеченное, героическое, это такая некомфортная форма существования, в чем-то смешная, иногда и сильно смешная, много в книге живых и интересных эпизодов, которые совершенно нехарактерны для военной прозы. И что меня еще поразило, когда я работала с этой книгой – здесь отсутствует образ врага. Здесь не показаны грузины как враги, осетины – наоборот. Собственно, война и является общим врагом».

О том, что «Полиэтиленовый город» – книга действительно впечатляющая, свидетельствуют отзывы всех, кто успел ее прочесть. Поэт Андрей Коровин, открывая презентацию, сказал, что буквально «проглотил» книгу за один вечер. Писатель Евгений Попов поторопил критиков, заметив, что уже хотелось бы увидеть критические статьи о «Полиэтиленовом городе», предоставляющем «возможность подумать о том, что такое мир вообще, что такое человечество, что такое любовь, что такое порядочность, что такое культура».

«Ведь это не та война, которую мы знаем по художественной литературе русской и мировой, это не война Астафьева, не война Василя Быкова, и не война Курта Воннегута, – сказал Евгений Попов. –  Это война, которая происходит у тебя дома. Это ужасно, с одной стороны, но это и предупреждение – за базар отвечать надо будет. Надо жить так, чтобы не дай бог такое не случилось у тебя на улице. Мне кажется, за эти годы Тамерлан стал крупной личностью. Он может с полным правом называть свои рассказы творчеством, и это оригинальное творчество».

Помимо рассказов о войне в книге есть несколько рассказов о детстве, где будущие враги – еще мальчишки, со своими вечно чередующимися периодами дружбы и «войнушки». И от того, что сделали с ними время и политики, становится особенно пронзительным трагизм «Полиэтиленового города», в котором есть место и юмору, и, что самое главное, гуманизму. Гуманистическая книга о войне – вещь редкая и ценная, и это, наверное, единственный способ рассказать о бессмысленном взаимном истреблении так, чтобы на выходе не получилось очередное «пособие по ненависти».

Дарья Бобылёва

 

          Foto 1        Foto 2

 

  Foto 3

   

Фотографии Анатолия Степаненко 



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Визитная карточка |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Видео |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика