Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Союз Писателей Москвы  

В Клубе Журнального зала состоялась презентация книги известного критика Елены Сафроновой «Все жанры, кроме скучного».

 

Foto 1

 

Книга вышла в издательстве Евгения Степанова «Вест-Консалтинг» и представляет собой сборник статей (и, отчасти, рецензий) о некоторых знаковых явлениях  современного литературного процесса. Статьи эти были напечатаны в разное время в различных изданиях и вот теперь собраны с легкой руки издателя под  одной обложкой.

Евгений Степанов открыл презентацию, представил автора, рассказал о вышедшей книге, а также поделился своими мыслями о современном книгоиздательском процессе. Он сказал, что с книгами, с бумажным рынком, сейчас происходят не лучшие метаморфозы, рынок из бумажного превращается постепенно в электронный. Современная молодежь практически не читает книг на бумажных  носителях, предпочитая знакомиться с новинками книжного рынка через свои электронные читалки – ридеры. И все это ему, как издателю, не внушает оптимизма.

Маленькие издательства, таким образом, обречены на неуспех, на разорение.  Да и вообще, поэтические книжки современных авторов продать практически невозможно. Книги же о поэзии, о литературе продать еще хоть как-то можно, но с большим трудом. Поэтому издание подобного рода книг можно считать настоящим подвигом. Но, тем не менее, книга Елены Сафроновой издана, лежит во многих книжных магазинах, в том числе и в магазине «Москва», и даже выбилась там, отчасти, по своему сегменту рынка, в лидеры продаж. И этот, пусть небольшой, но все-таки, успех, Евгения Степанова, как издателя, радует.

 

Foto 2

 

Далее выступила автор книги – Елена Сафронова. Она рассказала о структуре книги, о том, какие статьи в ней собраны и за какой хронологический период. Статьи эти собраны по разделам, всего их 5  и освещают они авторскую песню, военную прозу, интернетную контр-культуру, развлекательное чтиво и эсхатологические романы. Статьи о поэзии же в эту книги не попали.

Евгений Степанов поинтересовался, как Лена выбирает объекты для своих исследований, для написания своих рецензий, статей, ведь литературный процесс сейчас настолько обширен и многообразен, что выбрать непросто?

Елена поделилась с собравшимися некоторыми секретами своей критической кухни. Конечно, в основном, она руководствуется собственными предпочтениями, своим пониманием прекрасного, но, в особых случаях, поскольку она является официальным обозревателем некоторых изданий, в частности, такого известного литературного журнала, как «Бельские просторы», ей некоторые статьи заказывают или обозначают направление уже редакционных предпочтений, в рамках которых она, как обозреватель, должна работать.  Например, те же «Бельские просторы» интересуют такие издания, как «Арион» и «Воздух», поэтому обзоры публикаций именно  в этих журналах «Бельские просторы» и хотели бы видеть на своих страницах.

Затем  выступил обозреватель «Литературной газеты», поэт и прозаик Сергей Мнацаканян.

Он вспомнил, как нашел недавно в своей библиотеке когда-то подаренную ему известным советским поэтом Павлом Антокольским книгу под названием «Путевой журнал писателя» , в которой была  собрана всякая литературная всячина, в частности, рецензии автора на какие-то книги, портреты писателей, поздравления и прочее. Книга была издана в 1976 году тиражом в 50 тысяч экземпляров! Это немыслимые для нашего времени тиражи! Но тогда она вся разошлась, вот ведь какие были времена! А сейчас даже с реализацией небольшого тиража, каким издана книжка Елены Сафроновой, существуют проблемы. Но таково, к сожалению, время, в котором мы живем. За эти 20 лет бездумной книгоиздательской политики были сведены к нулю не только нормальное книгоиздание, но и сам читатель, как класс.

Кирилл Ковальджи заметил, что у нас еще до обвала книжного рынка случился обвал критики. А пропала критика – значит, нет ориентиров ни в среде профессиональной критики, ни в среде самодеятельной. В критике – полный разброд, никто не хочет брать на себя какие-то серьёзные задачи. А вот у  Елены Сафроновой, большой  потенциал, поскольку она имеет свою, независимую позицию. У нее есть  также не только художественный  талант, но талант ученого, который подразумевает масштабный взгляд на вещи,  а все это  так необходимо настоящему критику. Елена Сафронова является новым критиком, критиком 21-го века и Кирилл Ковальджи пожелал ей удачи на ее непростом  поприще.

Сергей Белорусец  обратил внимание на то, что Лена не только критик, но и очень даже хороший прозаик, хотя она свое прозаическое творчество пока что не особо афиширует. Есть отдельные публикации некоторых рассказов и даже очень хорошей повести, но книжек прозаических у нее пока что не вышло, а жаль, он бы очень хотел их увидеть.

Поэт и эссеист Александр Говорков  сказал, что его зацепили слова о толерантности критика. Он считает, что это именно то, что и погубило критику в принципе. Ведь смерть критики – это не только собственно российская проблема, но и, в некотором роде, мировое явление. И оно связано с издержками политкорректности, когда люди в обществе воспитываются в системе каких-то равных координат: ты прав, и ты прав, и ты прав, и он, может, тоже прав… и этот тоже хороший, плохих нет. Для общества в целом в этом ничего плохого нет, а вот для литературы это очень плохо.

На презентации выступили также Ирина Медведева, Светлана Нечай, Владимир Пимонов, Виктория Лебедева.

Выступила и я, Людмила Осокина, поскольку эту книгу я не только внимательно прочла, но и даже успела написать на нее рецензию.  Книжка меня очень заинтересовала и я много чего нового и интересного из нее для себя почерпнула. Я считаю, что такие исследования, которыми занимается Елена Сафронова, очень важны для понимания тех процессов, которые происходят не только на литературном поле, но и в нашем  общекультурном пространстве.

 

Людмила Осокина



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Визитная карточка |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Видео |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика