Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы  

Евгений Юрьевич Сидоров – один из самых заметных отечественных критиков, эссеист, публицист, доктор культурологии, профессор, почетный академик Российской академии художеств, почетный доктор гуманитарных наук университета Южной Юты (США, 1997).

Первый сборник литературно-критических статей выпустил в 1977 году – «О стилевом многообразии современной советской прозы». Книги авторитетного литературного критика Евгения Сидорова в советское время выходили не только в Москве, но и в Тбилиси («Мысли в дороге»  - «Мерани», 1986), Алма-Ате («В поисках истины», 1983).

Автор трижды переиздававшейся монографии «Евгений Евтушенко. Личность и творчество» (первое издание – М,: «Художественная литература», 1987), семи сборников статей, посвященных современному состоянию нашей культуры, а также многих очерков по проблемам отечественной литературы, кино и театра. В 2012 году в московском издательстве «Художественная литература» выпустил книгу «Записки из-под полы» - сборник литературно-критических эссе, открытых писем, дневниковых записей, интервью разных лет, позволяющих оценить творческий и общественный путь автора, а также глубину и точность его литературных и жизненных наблюдений. С 1992 по 1997 год Евгений Сидоров был министром культуры РФ, с 1998 по 2002 год – Послом России в ЮНЕСКО.

В новой книге Евгений Юрьевич так размышляет о взаимоотношениях власти и человека: «Общее мнение: власть портит человека. Рискну заметить, что не всегда, потому что человек во власти сам кое-чего стоит, и никакая власть его не испортит, если он к тому не будет склонен или вовремя откажется от нее. Наоборот, власть может обогатить частное лицо таким знанием и такими потенциями, которые и не снились обывателю. Надо только вовремя отделить себя и свой внутренний мир от формы, которая господствует при любом властно-бюрократическом строе. И помнить, что жизнь мертва без общественной и социальной активности, и тут твоя, пусть маленькая, роль бывает необходима и полезна для общего дела, как ты его себе представляешь. Но, конечно, общее правило действует. Вся надежда на исключения из правил. О том и вечная молитва русского народа. И внезапные явления всякого рода влиятельных временщиков и самозванцев – красноречивое подтверждение общего правила».

- Как Вы, Евгений Юрьевич, прокомментировали бы современный литературный процесс в России? В вашей книге мы читаем: «Демократы против патриотов, национал-почвенничество против либерального направления. А ведь эти схемы давно потеряли свою актуальность, их замшелость видна невооруженным взглядом. Но сильна инерция, как будто у нас есть литературный процесс. Но его нет, господа, есть хаос, потому что нет большой литературы, большого стиля, больших идей. Распалась связь времен. Сбиты эстетические и нравственные критерии. Произведения в лучшем случае просматривают, но не читают, а до разборов дело вообще, как правило, не доходит».

- Краткий комментарий невозможен. Тянет на метафору, на образность. Много неквалифицированных писателей. Мало квалифицированных читателей. Но так, в сущности, было во все времена, и не только у нас. Другое дело, что наша начальная и средняя школа быстро потеряла свою литературоцентричность. И это конечно сказалось. Впрочем в России всегда были, есть и будут одаренные прозаики и поэты, критики и драматурги. Но их общественный и художественный авторитет сегодня ничтожен. Он существует только на корпоративном, а не на широком национальном уровне. Капилляры живут и дышат, но до аорты кровь не доходит. Волга обмелела и не работает. Литература есть, процесса нет. Потому что нет идеи России, идеи сплоченной Отчизны, неясно, что впереди и зачем мы такие, а без великой утопии, без идеала и надежды большое искусство немыслимо... Но я не верю, что современный человек одинок перед распадом высших моральных и духовных ценностей. Именно культура, и литература в первую очередь, cпособна помочь ему выстоять и победить и, опираясь на традицию, исподволь, камень за камнем возводить новый храм художественной свободы и гражданской ответственности.

- Вы были ректором Литературного института имени Горького, до сих пор там ведете семинар. Какие книги Ваших выпускников особенно Вам интересны и дороги, если оценивать их с тех позиций, о которых вы пишете в своей новой книге – «никто не владеет правдой, но искать ее надобно, опираясь в душе на некий нравственный императив, с которого не сдвинуть, иначе погибнешь. У нас немало талантов, но мало убеждений»?

-Назову несколько имен, для меня значимых. Поэты Денис Новиков, Олеся Николаева, Игорь Меламед, Анатолий Богатых, Ирина Хролова, Виктор Куллэ, Александр Еременко, Алексей Парщиков. Критики Павел Басинский, Сергей Федякин, Владислав Кулаков. Прозаики Марина Палей, Роман Сенчин, Олег Павлов. Драматурги Николай Коляда, Нина Садур, Владимир Малягин. Издатель и общественный деятель Павел Гусев... Пусть простят меня наши бывшие в мою бытность талантливые студенты, кого я не назвал или не упомнил. Вообще же, Литинститут во все эпохи отражал атмосферу, царящую в "большой" литературе, со всеми ее достоинствами и издержками. Сейчас, как мне кажется, - период усталого торжества середины.

- Вы не сказали, что некоторые из них, окончив Литературный институт, вернулась, в пору вашего ректорства и, очевидно, по вашему приглашению в almamater уже в качестве руководителей семинара – как, например, Олеся Николаева. С 1986 по 1990 год вы были заместителем генерального секретаря Ассоциации писателей Азии и Африки. В 1986-1991 годах  - стали членом правления и секретарем правления Союза писателей СССР, в 1991-1992 годах – сопредседателем секретариата правления Союза писателей СССР. В течение последних пяти лет вы занимаете хлопотную должность секретаря Союза писателей Москвы и вице-президента Международного союза писателей, артистов и ученых. В чем вы видите сильные стороны творческого союза, который сегодня принято ругать, обзывая «сталинским колхозом» и напоминая, что писательство – дело одинокое, а в своей новой книге «Записки из-под полы» вы утверждаете, что «смысл свободы – беседа души с самой собой»?

Е.С.: Боюсь, что начинаю повторяться, ибо уже отвечал на подобные вопросы "Новой газете" и "Литературной России". Наш союз уже потому не прежний литературный "колхоз", что он материально не несет для его членов никаких реальных выгод. Писатели примыкают к нашему общественному объединению исходя из репутационных идейно-художественных мотивов. В нашем союзе собрались мастера действительно хорошо известные "городу и миру". Мы активно участвуем в творческой жизни Москвы, в международных литературных контактах, вручаем три собственные литературные премии, проводим ежегодные совещания молодых авторов, издаем несколько альманахов, весьма популярен наш фестиваль детской литературы имени Корнея Ивановича Чуковского.

 

- Вы не раз бывали в частном музее Ренэ Герра в Ницце – самом крупном собрании книг, рукописей и картин первой волны Русской эмиграции. Вы как-то написали, что «к вечности нет иного пути, кроме, как через вещность, через конкретность лирического жеста». Как Вы оцениваете подвижническую деятельность профессора Герра в целом?

- Ренэ Герра - знаковая фигура для русского культурного мира ХХ века. Ему удалось не просто собрать и сохранить многое из наследия наших писателей и художников, живших во французской эмиграции, но и интерпретировать факты и биографии с опорой на документы. Его горячая субъективность не должна смущать историков литературы и искусства. Они должны быть ему бесконечно благодарны.

- Активные члены Союза писателей Москвы выпускают три альманаха – «Муза», «Эолова арфа», «Литературные знакомства» и два интернет-изданья «Кольцо «А» и «Пролог». Еще в советское время вы постоянно печатались как критик в «Литературной газете», в самых престижных журналах «Вопросы литературы», «Литературное обозрение, «Знамя», «Новый мир», «Огонек». Были членом редакционного совета журнала «Юность», членом редколлегий журналов «Литературная учеба» и «Феникс-ХХ».  Как вам кажется, какой вид литературной прессы сегодня наиболее востребован читателем – газета, журнал, альманах? Способны ли эти издания реально повлиять на литературную ситуацию и судьбу публикующихся в них авторов?

- Современные альманахи-те же дружеские сходки. Они, как правило, не имеют собственной эстетической программы, которая собирала бы под своим крылом идейно-художественных единомышленников. Толстые литературные журналы, дышащие в условиях рынка и отсутствия раз витого меценатства на ладан, по крайней мере прокламируют свое направление. Я бы печатался только там, пока они живы. Но что же делать, необходимы и альманахи (особенно для молодых и для русской диаспоры). Ведь книгу (не за свой счет) издать трудно, да и гонорары (как правило) приказали долго жить.

- Вы постоянно входите в жюри различных премий. В 1995 году – входили в жюри премии «Вехи», до 1998 года – в президиум Комиссии  по Государственным премиям при Президенте РФ и сегодня работаете в жюри международной премии «Москва-Пенне». Каково Ваше отношение к литературным премиям в целом и какие из них вы считаете наиболее объективными?

- Литературные премии вручают во всем цивилизованном мире. Они (по идее) должны быть ориентирами для читателей. Но это только по идее. Нелепо требовать каждый раз объективности суждений от жюри, которое обладает своим вкусом и взглядом на происходящее в литературе. Честно говоря, у нас нет настоящей экспертизы художественной продукции, нет авторитетного критического взгляда. И это в природе культурного периода, который мы сейчас переживает. Много политиканствующих предпочтений. Объективным быть невозможно. Но субъективность тоже бывает высокого и низкого сорта.

- Какой вопрос задал бы себе Евгений Юрьевич Сидоров и как бы на него ответил?

Е.С.: Последний вопрос вы задали в манере Владимира Познера. Постараюсь ответить в его же стиле, оставив в стороне Пруста. Я очень хотел бы быть лучше, и постоянно спрашиваю себя как это осуществить? В ответ - молчание, которое можно принять за кокетство, а еще вернее - за чувство самосохранения

 

Беседу вела Лола Звонарева



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Визитная карточка |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика