Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Союз Писателей Москвы  

Foto_1

 

14 января в Тургеневской библиотеке прошел творческий вечер Рады Полищук. Зрителей было раза в два больше, чем мог вместить каминный зал (гардеробщицы со стажем были удивлены). Первая книга Полищук вышла в 1991 году. С тех пор начался диалог между писательницей и читателями, которые быстро оценили и полюбили своеобразие ее художественной манеры, исповедальную откровенность автора. Многие произведения Полищук написаны в форме внутреннего монолога. Этот – диалогический – способ человеческого общения очень важен для Рады Полищук. С 1996 года она – издатель и главный редактор российско-израильского русскоязычного альманаха еврейской культуры «Диалог», посвященного размышлениям о судьбе еврейского народа, о его прошлом, настоящем и будущем. Такой же диалог поколений и эпох предстает в новой книге Полищук «Лапсердак из лоскутов».
Вечер состоял из двух отделений. В первом выступали поэт Кирилл Ковальджи, директор издательства «Текст» Ольгерт Либкин, прозаик Сергей Есин, драматург и режиссер Марк Розовский, критик Лев Аннинский.
По словам Ковальджи, Полищук никогда не была «молодым автором», но обнаружила с первых шагов в литературе зрелость творческого почерка и сейчас достойно заняла место в первом ряду нашей литературы. Либкин говорил об уже сложившейся традиции для «Текста» печатать Полищук – на сегодняшний день «Лапсердак…» уже третья книга писательницы, выпущенная издательством. И хотя «Текст», отметил Либкин, нечасто обращается к современной прозе, Полищук для издательства неизменно приятное исключение.
Сергей Есин назвался «парнем из Рязани», которому реалии мира Полищук, ее герои, казалось бы, не близки. Но образы писательницы, такие психологически насыщенные, жизненные, вошли, как он сказал, и в его судьбу, перевернули его душу.
Марк Розовский убежден, что Рада Полищук – явление в современной российской культуре. Издатель, превосходный редактор (драматург напомнил, что в альманахе «Диалог» Полищук публиковала его пьесы «Кафка. Отец и сын», «Поющий Михоэлс», «Фокусник из Люблина», «Харбин»), культуртрегер. Но прежде всего она – глубокий серьезный писатель.
Лев Аннинский говорил о философичности и полифонии прозы Полищук. О том, что ее творчество – яркая веха памяти еврейского народа: «В этой прозе сквозь юмор местечка слышится трубный глас исхода и вечная неизбывная боль – то ли от несбыточности грез, то ли от сознания того, какой жребий выпал евреям на этой земле».
Второе отделение заняла программа «Театр Рады Полищук», аналогов которому в нашей современной культуре найти трудно, настолько в нем органично соединяются проза и музыка, слово и звук. Авторское чтение прозы сопровождалось проникновенным исполнением еврейских мелодий. Музыкантов хочется назвать особо: виолончель – Максим Золотаренко, скрипка – Игорь Свичкаренко (артисты оркестра Большого театра) и фортепиано – Эльвира Гиззотулина. По словам Полищук, исполнение этих музыкантов – абсолютное попадание в нерв ее прозы.
Не будет преувеличением сказать, что и проза Рады Полищук – такое же попадание в нерв читательского восприятия. Успех прозы Полищук, если сформулировать это конспективно, в двух составляющих: в таланте автора и ее искренности с читателем. Диалог продолжается.


Владимир Гопман



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Визитная карточка |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Видео |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика