Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Новости

14 марта в ЦДЛ прошла презентация новой книги Кирилла Ковальджи «Моя мозаика или По следам кентавра». Это случилось как раз в день рождения автора, что придало мероприятию особую приподнятость и торжественность.

Для ведения вечера был приглашен давний друг Кирилла Ковальджи известный писатель и критик Анатолий Курчаткин. И поскольку дело происходило в рамках Клуба «Кольцо А», то в презентации участвовала и ведущая Клуба Галина Нерпина.

Foto_1

Она открыла вечер, поприветствовав и автора, и всех собравшихся, и в первую очередь поделилась информацией об изменениях, происшедших за это время с литературным электронным журналом Союза писателей Москвы «Кольцо А». Все эти годы его бессменным руководителем, (как и основателем тоже) являлась Татьяна Кузовлева. Но теперь она решила отойти от дел, оставшись при этом почетным членом редколлегии, а руководство журналом взял на себя Кирилл Ковальджи.  Естественно, в какой-то мере, хоть и не столь кардинально, должна измениться редакционная политика, ведь журнал до этого был хоть и хорошим, но очень закрытым, чисто писательским.  Но с приходом нового главного редактора журнал, по всей видимости, обретет более широкую и авторскую, и читательскую аудитории. И хотя «Кольцо А» сейчас существует в электроном виде, планируется раз в год издавать некий бумажный дайджест, в который должны войти лучшие материалы, опубликованные за год. В заключение Галина Нерпина пригласила всех, у кого есть талантливые и еще неопубликованные произведения, стать авторами журнала, прислав свои материалы в редакцию.

Вечер продолжил, как ведущий Анатолий Курчаткин. Он сказал, что хотя имя Кирилла Ковальджи находилось в списках значительных поэтов, особенно советской поры, и публиковался он довольно часто, но, как ни странно, он все равно был недооценен, был в некоторой тени, в некоторой отстранённости, что ли. Он не был обласкан вниманием критиков и литературоведов, очень мало писали о его творчестве. Между тем его стихи являются настоящей,  высокой, значительной  поэзией, имеющей много поклонников. Это если говорить о творчестве Кирилла Ковальджи в целом.

По поводу самой презентуемой книги, состоящей не из стихов, а из различной прозы: заметок, рецензий, статей, рассказов, Анатолий Курчаткин сказал, что книга замечательная, читать ее легко и интересно и хочется продлить удовольствие от чтения надолго. Но если с самой книгой старому другу было все понятно, то поводу названия он выразил недоумение, особенно, в адрес второй его части , почему она так называется : «По следам кентавра».

Кирилл Ковальджи, взявший слово следом и начавший таким образом первую часть своего творческого выступления, объяснил, что, во-первых, из-за рекламы. Потому что название «Моя мозаика» является хоть и верным, но достаточно скучным и вряд ли кого заинтересует, а вот «По следам кентавра» это, пожалуй, заставит задуматься многих потенциальных читателей, незнакомых еще с творчеством автора и таким образом, не пройти мимо данной книги в магазине.

«Но, конечно же, в таком дополнительно названии есть и определённый смысл, – пояснил Кирилл Владимирович. – Кентавр – это мифическое животное, состоящее из, казалось бы, несочетаемых частей. И в этой книге получилось такое сочетание несочетаемого». Вообще, Кирилл Ковальджи поведал присутствующим, что он увлечен кентаврами и так называемой «кентавристикой». Этот термин придумал очень талантливый поэт Даниил Дания, к сожалению, уже ушедший, и в книге есть статья о нем.

После объяснений по поводу названия книги, Кирилл Владимирович решил для разминки почитать сначала свои стихи, и прочел некоторое количество стихотворений, как старых, так и новых, еще нигде неопубликованных и даже нечитанных нигде. Собравшиеся с восхищением слушали, ведь стихи Кирилла Ковальджи пронизаны не только тонким юмором, но и наполнены глубокой философией. Они афористичны. Как, например, строчка, которую процитировала в своем выступлении Нина Краснова: «Кто меня не ценит, грош тому цена!»

Рада Полищук, одна из первых, выступавших, призналась в своей огромной любви к нему.  Но, конечно же, любовь эта заключается в интересе к Кириллу Ковальджи как к творческой личности, в интересе к его стихам, к его прозе, в любви к нему, как к рассказчику, как к человеку, с которым приятно общаться просто гуляя по аллеям Переделкинского Дома творчества. Рада заметила, что Кирилл Ковальджи, несмотря на свой значительный возраст и высокий литературный статус, тем не менее, ведет себя скромно, он не корчит из себя ни классика, ни мэтра, хотя, по сути, является и тем, и другим. «Он просто Кирилл Ковальджи. И этим всё сказано!»с воодушевлением высказалась Рада.

Еще она сказала, что Кирилл Владимирович уделяет немалое  внимание и творчеству своих коллег по перу, в отличие от многих  писателей, которые только пишут, но ничего не замечают  вокруг, особенно своих молодых собратьев. Они их просто не читают, в отличие от Кирилла, который успевает прочесть буквально всё, в  том числе и  молодых авторов. Он относится к ним с любовью и пониманием, и они отвечают ему тем же. В завершение своей речи Рада поздравила автора с днем рождения и внесла предложение сделать такие презентации  – в день рождения автора –традицией.

Анатолий Курчаткин присоединился к поздравлению Рады и озвучил залу возраст Кирилла Ковальджи – 83 года! Все зааплодировали такой грандиозной и немыслимой цифре.

Кто-то из зала крикнул, что больше 50-ти автору не дашь! И это было действительно так, потому что по внешнему виду Кирилл Ковальджи как раз соответствовал этому возрасту.

Даже в этом плане он  являл собой показательный пример, пример того, как надо правильно жить. Ведь увлеченность человека настоящим делом, его активное участие в жизни гарантирует не только душевную молодость, но физическое здоровье вместе с долголетием, увлеченность эта дарует и саму жизнь. И возраст, на который так любят кивать некоторые неумехи и неудачники, жизни и делам вовсе не помеха. Наоборот, мудрость, опыт, знания, полученные в результате долгого жизненного пути, являются немалым подспорьем в текущих делах.

Нина Краснова, вышедшая к микрофону после того, как Кирилл прочел прозаический сюжет из новой книги, сказала, что они с Кириллом по европейскому гороскопу Рыбы, у него сегодня день рождения, а  у нее – завтра, 15-го. Рада Полищук предложила в таком случае еще немного посидеть и дождаться-таки Нининого дня рождения.

Foto_2

Нина сказала, что она общается с Кириллом с конца 80-х и чем больше общается, тем больше крепнет их дружба. Она имеет у себя все его  книги, все их читала и писала о некоторых из них. «И восхищает он меня сам собой! – воскликнула Нина. – Никуда не торопится, никуда не спешит, не суетится и при этом много всего успевает. Сколько книг он написала и издал! Какой активной общественной деятельностью занимается! Причем, всё делает неторопко, но на высочайшем уровне!». Нина в конце своего выступления прочитала свое старое стихотворение, посвященное Кириллу Ковальджи, в котором сравнила Кирилла с бронтозавром, существом из бронзового века, но Кирилл Ковальджи является не потомком того мифического существа, он сам такое существо, правда, в  своем современном исполнении,  он просто БРОНЗОЗАВР!

Вечер продолжил поэт Валентин Резник.

Его привлекли в презентуемой книге высказывания о религии. Но он сразу расставил точки над «i», и сказал, что он закоренелый атеист и верующим его никто и ничто сделать не может. Ведь религия – это, по определению одного из классиков марксизма-ленинизма, опиум для народа. На что Кирилл Владимирович заметил, что фраза эта не совсем точная и у своего родоначальника, а именно, у Карла Маркса, она звучала как «религия –это опиум народа, сердца и сердечной сферы». Но Резник ответил, что он, в любом случае, остается при своей точке зрения и Библия для него лишь хроники, а Христа, лично для него не существует. Но, тем не менее, эти заметки Кирилла привлекли его не столько религиозной составляющей, сколько своей интересностью, свободой и небанальностью изложения.

Олег Хлебников в своем выступлении сказал, что любой день рождения после 75-ти можно считать юбилеем, а после 80-ти и подавно! Поэтому и поздравил Кирилла Владимировича не просто с днем рождения, а именно с юбилеем и преподнёс в подарок 2 строки, как-то сложившиеся к этому случаю: «Если б Ковальджи Спонсировался бы как Анжи!». Он сказал, что Кирилл Ковальджи всю жизнь помогал всем, в особенности, молодым, при этом ничего не требуя взамен. Поэтому нужно поздравить не только Кирилла Владимировича, но и нас всех, с тем, что у нас есть, не только настоящий поэт в его лице, но и  честный, порядочный человек. 

Foto_3

Кирилл Владимирович тоже приготовил Олегу очень забавный подарок. Дело в том, что ему в руки попала какая-то доморощенная поэтическая антология поэтов Серебряного века, в которую по ошибке под фамилией знаменитого тезки Олега Велемира Хлебникова попали стихи Олега Хлебникова. Причем, антология эта была рекомендована школьным библиотекам и издана 10-ти тысячным тиражом. Олег тоже был немало изумлен, увидев свои стихи в одной компании с Есениным и Блоком, что его немало позабавило, также как и позабавило весь зал. Все долго смеялись.

Выступающий Александр Самарцев сказал, что он, следуя компьютерной терминологии, считает Кирилла Ковальджи поэтом по умолчанию.  Еще во годы оны, когда они вместе работали какое-то время в «Юности», Кирилл Ковальджи произвел на него большое впечатление своим умением не только писать, но и собирать вокруг себя людей, особенно молодых авторов, пестовать их, следить за их творческим развитием. Ведь именно в поэтической студии Ковальджи при «Юности» в те годы были открыты новые яркие поэтические имена Нины Искренко, Александра Парщикова, Ивана Жданова, Евгения Бунимовича и других авангардистов.

Сергей Мнацаканян в своем выступлении сказал, что впервые имя Ковальджи он услышал в годы далекой молодости, задолго до личного знакомства с ним.

Foto_4

Он прочитал чью-то злобную пародию в «Литературной газете» , в которой были примерно такие строки: «Кто такие Коваль, Ковалёв, Коваленко и Какие-то там Ковальджи!». Стишок его, конечно, позабавил, но фамилия Ковальджи запомнилась на всю жизнь, поскольку была необычной. Сергей Мнацаканя всю жизнь провел в литературном мире и знает не понаслышке, что большинство писателей, раз попав в литературную тусовку, практически перестают писать, занимаясь впоследствии только общением, пьянством и  сплетнями. Но Кирилл Ковальджи является приятным исключением из этого. Несмотря на то, что он живет полноценной литературной жизнью, он, тем не менее, является настоящим пишущим литератором, он –  профи, он владеет не только литературной техникой, которой может, в-общем-то, овладеть каждый, но у него трудится душа, что является немаловажным преимуществом. Он каждый год выпускает новые книги, в которых нет никаких перепевов из прежних книг.

Константин Кедров, отметивший в прошлом году свое 70-летие, подарил  Кириллу Владимировичу новый номер «Журнала Поэтов», в котором он является главным редактором и в котором был разворот, посвященный Кириллу Ковальджи.   Он сказал, что Ковальджи, пожалуй,  является полномочным и возможно даже единственным представителем всей европейской культуры в России. Он также прочитал свое двустишие, посвященное Ковальджи: «Против пошлости и лжи Знаю средство: Ковальджи!».

Foto_5

И, пожалуй, рассказ об этом вечере и о феномене личности Кирилла Ковальджи можно завершить замечательными рассуждениями на эту тему Анатолия Курчаткина. Он сказал, что литература – это тоже род религии и Кирилл Ковальджи предан литературе так, как и должен быть предан верующий человек. Ведь именно преданность и вера – это те важные и необходимые качества, которые должны существовать в идеальном литераторе, каковым и является Кирилл Ковальджи.

Foto_6

 

Людмила Осокина