Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Новости

Издательство "Глагол" переключилось на детективы

Детективная серия издательства

 

Перов С. Смерть на курорте: Роман. – М.: "Глагол", 2012. – 168 с.

Перов С. Мальтийский крест: Роман. – М.: "Глагол", 2012. – 256 с.

Перов С. Тайна цыганской шали: Роман. – М.: "Глагол", 2013. – 292 с.

 

Никто не может точно сказать, что с ним приключится в будущем, а уж тем более, в достаточно отдаленном будущем. Уцелевшие после очередного кризиса банкиры бегают на службу в Госдуму, а миллиардеры и былые вершители судеб обивают пороги лондонских судов. Поистине неисповедимы пути Господни…

Такие мысли приходят на ум, когда просматриваешь каталоги известных российских издательств. Ну кто бы мог подумать в начале 90-х годов, что первое в Новой России по-настоящему частное и весьма элитарное издательство «Глагол» займется выпуском литературы о приключениях наших милиционеров, в то время, когда его главный автор будет регулярно сражаться с милицией на московских улицах и площадях!

Весьма и весьма необычно увидеть детективы в исполнении «Глагола». Уж кто-кто, а известный писатель и культуролог Александр Шаталов – основатель и руководитель этого издательства – в книгах разбирается, и не будет издавать не Бог весть что. Значит, стоит обратить внимание на эту новую «глагольскую» серию.

Вот выходит человек на пенсию – рано или поздно такое событие ждет почти каждого работающего или служащего. И большинство покорно смиряется с наступающей «осенью», занимаясь летом грядками с кабачками, а зимой – сдаванием анализов в поликлиниках. И многим нравится. Но у некоторых ну никак не получается пожить спокойно, попялиться в зомбоящик. Как бывшему следователю Владу Скуратову – главному герою вышеназванных романов. Настойчивым попыткам отставного следователя расслабиться, попутешествовать, а заодно и здоровье поправить – неспешно (любимое слово нашего героя!) посидеть в кафешке за чашкой любимого капучино – фатально мешают обстоятельства криминального свойства. Просто Бог шельму метит. Приехал на Мальту поглядеть на исторические памятники, а там отечественные мафиози задумали недоброе с полотном великого Караваджо, решил попить минералки в Марианских Лазнях, да еще гидромассажем насладиться, а там, прямо в его санатории, – серия убийств. И никуда не деться, бегай по следу, собирай улики, лезь под пули, помогая местным полицейским, а то не ровен час, сам окажешься за решеткой за укрывательство. До кофе ли тут? Такая вот серия романов Сергея Перова о российском детективе-доброхоте, скорее напоминающем «заклятого друга» полиции Шерлока Холмса, чем вальяжного философа и курилку Мегрэ.

Некоторые страницы этих детективов кажутся затянутыми, напоминают милицейские протоколы с дотошным перечислением самых, казалось бы, незначительных деталей. Правда, потом из этих второстепенных деталей складывается, словно пазл, общая картина преступления… Что говорить, написано очень профессионально, ведь автор, если верить аннотации на обложке и интернетовским публикациям (конечно, если это не мистификация типа поручика Киже) сам долгие годы вел громкие уголовные дела, мотивы которых мы и находим в книгах серии. Видимо поэтому не выглядят сюжеты слишком надуманными, излишне книжными. Более того, от романа к роману заметен рост писательского мастерства, усиливается интрига и «детективность» самого повествования.

Третий, только что вышедший роман – «Тайна цыганской шали» – помимо «криминального» сюжета имеет еще и сильный социальный подтекст. Абсолютная коррумпированность нашей правоохранительной системы, словно спрут, опутавшая общество, не просто мешает нормальной работе, но и сама провоцирует создание криминальной среды. Алчность, продажность и преступная взаимозависимость чиновников провоцирует новые преступления. В центре сюжета – настойчивые поиски похищенной части знаменитого «колчаковского» золота. Нити из далекого прошлого тянутся в наши дни, словно старая паутина, опувая наших современников. Вот ведь странное у золота свойство: оно, подобно языческому божеству, все время жаждет крови. Наверное, каждая его унция оплачена человеческими жизнями…

Но не буду вдаваться в подробности и пересказывать довольно сложный и многолинейный сюжет, остановлюсь на личности героя. Возможно, он и есть главная авторская находка. Удивительно, как удалось Сергею Перову создать живой, а не надуманный образ порядочного милиционера, настоящего правоохранителя, без намека на естественное желание воспользоваться, так сказать, обстоятельствами для пользы собственного кармана. И это не слащавая история про честного участкового работягу Анискина, перед нами современный и вполне успешный человек, но только без характерного азартного блеска долларов в глазах.

Возможно, Сергей Перов наделил своего героя собственными чертами, а может быть, это его идеал, но Влад получился довольно симпатичным, хотя и черезчур идеализированным. Все-таки некая «неправильность» Скуратову бы не помешала. Бывший военный, а ничем не злоупотребляет, да и к прекрасному полу довольно равнодушен, ну прямо Шерлок Холмс. Или же мы все еще продолжаем находиться в плену стереотипа Жеглова-Высоцкого, которому априори готовы простить абсолютно все? Но пора бы уже понять, что та эпоха давно завершилась, и ее отголоски все больше смотрятся экзотикой. Но это – к психологам.

Короче говоря, откройте любую из книг серии, состоящей пока еще из трех романов, и убедитесь, что рано говорить о закате классического детектива и о перерождении его в иронический с легкой руки очаровательной Дарьи Донцовой.

 

Максим Кириллов