Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы  

Новости

    Памяти Сергея Александровича Филатова

     

    (10 июля 1936 – 25 августа 2023 )

     

     

    Смерть Сергея Александровича Филатова как бы подводит итог наших девяностых, полных демократических преобразований, надежд и иллюзий. Он был личностью, с которой связаны важные вехи ельцинского периода нашей истории. В новое время он сделал очень многое для поддержки и воспитания молодых писателей. «Липки», «Филатовский фонд» – слова, хорошо знакомые каждому российскому литератору.

    Союз писателей Москвы, председателем которого он был долгие годы, склоняет голову скорби и почтения к личности этого человека и выражает соболезнования жене и дочерям покойного.
     
    Евгений Сидоров
     
     

    С Сергеем Александровичем Филатовым в начале 2000-х годов меня познакомили Валентин Оскоцкий и Александр Рекемчук. Они тогда участвовали в программах Фонда под руководством С. Филатова и, как мне казалось, уважительно к нему относились. Валентин Дмитриевич и Александр Евсеевич рассказывали мне о том, что именно С. Филатов в 90-е годы приводил писателей-демократов к президенту Б. Ельцину, чтобы те могли высказать тревогу в связи с ростом радикального национализма в стране. Но президент писателей не услышал.

    Периодически общаясь с Сергеем Александровичем, наблюдая за работой его Фонда за эти стремительно промелькнувшие 20 лет, могу с уверенностью сказать следующее. Он был истинным интеллигентом, по-настоящему ценил деятелей культуры, опекал молодых писателей. Его издательские проекты, семинары, творческие встречи, которые он проводил, были своеобразной отдушиной и творческой питательной средой для тех, кто пытался разобраться в происходящем вокруг, кто стремился работать независимо и честно.

    Не так много людей, которые становятся центром притяжения, пытаются отдавать себя другим, объединять, делать добро. Мне думается, Сергея Александровича будет не хватать не только сотрудникам Фонда и Союзу писателей Москвы.

     

    Александр Брод
     
     

    ЧЕЛОВЕК ОСОБЕННЫЙ

     

    Уход любого человека – всегда невосполнимая потеря. И только драгоценные крупицы памяти возвращают ушедшего в нашу жизнь таким, каким его знали близкие, друзья, знакомые. Эти крупицы у каждого свои, но в совокупности они образуют живую мозаику личности.

    Сергей Александрович Филатов обладал свойствами и чертами, редкими в наши дни – порядочностью, ответственностью за взятое дело и сказанное слово, честностью суждений о происходящем в стране и в мире – он был отличным аналитиком-политологом, а главное, что делало его понятным и запоминалось в любой аудитории, – внутренняя интеллигентность, открытость и такт общения. Было и еще одно свойство у него – где бы он ни находился, он был всегда чужд интригам, но не раз сам оказывался их жертвой (в этом смысле, пожалуй, самой трудной оказалась кремлёвская служба в Ельцинский период).

    Я часто думала: откуда у него, при вечной занятости, был неисчерпаемый запас человечности, благородства, внимания к людям, сострадания? Откуда – обязательство не опоздать с помощью к тому, кто в ней нуждается? Откуда – внутренняя неутомимость? И колоссальная работоспособность? Откуда – силы?

    Я, кажется, знаю один из ответов: у Сергея Александровича смолоду, помимо многих замечательных качеств, была единственная на всю жизнь любовь, был крепкий семейный тыл. С Галиной Николаевной, с Галочкой, они поженились, когда обоим ещё не было двадцати. Они вместе прошли суровые испытания послевоенных лет и потом, что бы ни случалось в жизни, всегда шли рука об руку. Только она, Галина Николаевна, Галочка, знала, как ранимо его сердце и сколько сил, времени, терпенья, бессонных ночей уходит на то, что называется дружбой, общественной жизнью, работой.

    И я прошу её: постарайся сохранить себя как можно дольше – ради детей, внуков и правнуков. Ради памяти о Серёже.

    Крепко обнимаю тебя, моя родная. Я рядом.

    Твоя Таня.

     

    Татьяна Кузовлева


     

    ПАМЯТИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ФИЛАТОВА

     

    Кончина Сергея Александровича Филатова обязывает нас, его современников, друзей и сподвижников сказать, что это был человек-эпоха, человек, в судьбе которого с поразительной полнотой отразилось наше время с его тяготами, ожиданиями и разочарованиями, в таинственной своей глубине все-таки сохраняющее надежду на уготованное России лучшее будущее. С высоты прожитых им восьмидесяти семи лет с особой отчётливостью видно, что с этой мыслью он жил и трудился – на заводе «Серп и молот», в научно-исследовательском институте, в Верховном Совете, в администрации Президента, в общественной жизни.

    Если вспомнить поворотные моменты нашей новейшей истории – мятеж ГКЧП с его химерой реставрации изжившего себя строя и маниакальной идеей вернуть утраченную власть, ожесточенную схватку сторонников демократии и её непримиримых противников. выборы Президента – везде, в самом центре событий мы видим чуть сутуловатую фигуру Филатова, его седую голову и всегда спокойный и вдумчивый взгляд светлых глаз. И если на руинах СССР не вспыхнул всепожирающий огонь, если Россия – пусть и с мучительными трудностями – под своим новым флагом вышла в самостоятельное плавание, если у многих наших соотечественников окрепло понимание первостепенной важности демократических ценностей, то во все это вложены неустанные труды Сергея Александровича Филатова. Безо всякой рисовки, громких слов и эффектных жестов, где с непреклонным упорством, где с необходимой гибкостью, он последовательно делал свое важнейшее дело, стремясь увести страну от гибельных потрясений.

    Он более всего на свете хотел, чтобы Россия стала в полном смысле правовым государством, и чтобы через все наше законодательство красной нитью прошла мысль о приоритете прав человека. Будучи в лучшем смысле западником, с глубочайшим уважением относясь к созданной в США и Европе культуре права, он прекрасно знал истинную цену велеречивых рассуждений о якобы уготованном для России особом пути, о правде, которая в нашем Отечестве воспаряет над законом. Ничего, кроме пустой и вредной для общества демагогии. «Жить по правде, - писал он в одной из своих книг, – старая российская забава. Хитрость в том, что закон – един, а правда – у каждого своя».

    Я думаю, он трудился над ними вовсе не из желания (как это зачастую случается с отставными генералами власти) свести счеты со своими политическими противниками. Он твердо помнил: Мне отмщение, и Аз воздам. Коржаков ловчился как можно больней лягнуть бывшего своего патрона; но Филатов был других кровей. Даже своего упорного недоброжелателя Руслана Хасбулатова он не мазал сплошь черным, а со сдержанностью порядочного человека отмечал его поразительную работоспособность, острый ум, точное, подчас едкое слово и организаторский дар.

    По-моему, главным его желанием было представить отчет о переломных годах в новейшей истории России – отчет самому себе и стране, которой он искренне служил как политик и общественный деятель. В конце концов, времени с тех пор прошло вполне достаточно, чтобы суждения о минувшем приобрели должную беспристрастность, оценки настоящего – необходимую трезвость, а представления о будущем – достойную сдержанность. Как ни трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира (Григорий Сковорода), но все-таки везде и всюду Филатов стремился говорить ровным голосом человека словно бы со стороны – так, будто совсем ещё недавно он не участвовал в политических баталиях и будто сегодняшний день не прибавляет в его размышления горечи несбывшихся надежд. Иногда, правда, сдержанность изменяла ему – особенно в тех случаях, когда российская действительность заставляла его вспоминать слова Александра Николаевича Яковлева, сказанные вскоре после краха путча 1991 года. «Вы сделали великое дело, отстояв демократию, - говорил Яковлев. – Теперь её нужно защищать и развивать. А я боюсь…, что придет политическая шпана и именно она припишет себе эту вашу победу».

    «Каким же точным, – много лет спустя воскликнул Филатов, – оказалось предсказание Яковлева – политическая шпана восторжествовала!» Созидатель по натуре, он хотел, чтобы мы жили в процветающем Отечестве. Демократ по убеждениям, он считал, что Россия выстрадала возможность дышать воздухом свободы.

    Непоколебимый приверженец права, он был убежден, что все без исключения граждане должны безоговорочно признавать верховенство Закона.

     

    Немного личного.

    Вот сидим мы за столом в его доме; у меня рюмка, у него рюмка; Галина Николаевна, чудесная его подруга, с которой в счастливом браке прожил он шестьдесят восемь лет (!), наливает нам суп. Говорим: я – детях, он – о внуках иправнуках; о литературе; спорим… И я вдруг думаю: какой он счастливый человек, Сергей Александрович Филатов и какая у него непростая прекрасная жизнь!

    А вот теперь мне надо с ним прощаться.

     

    Александр Нежный


     


Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Визитная карточка |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика