29 декабря – Евгению Борисовичу РЕЙНУ – 85 !
«Я понимаю, что связан всеми своими корнями и обстоятельствами с Россией.
У меня нет другого багажа, кроме русской культуры.
Россия – моё родное пространство».
Евгений Рейн
Поэт, прозаик, переводчик, автор более 30 книг стихов, многих сценариев документальных фильмов, в том числе фильма «Чукоккала», Евгений Рейн в 60-е годы был причислен вместе с Иосифом Бродским, Дмитрием Бобышевым и Анатолием Найманом к «ахматовским сиротам». На родине до определённого периода его стихи печатали крайне редко и скупо, распространял их в основном самиздат, но публиковали западные журналы – «Грани», «Континент», «Синтаксис», считавшиеся в СССР антисоветскими, со всеми вытекающими последствиями для авторов и читателей. «Возмутитель спокойствия», Рейн становится в конце семидесятых составителем и одним из авторов неподцензурного и официально гонимого альманаха «МетрОполь» (1979). Это повлекло за собой приостановку издания первой книжки поэта «Имена мостов», которая вышла лишь спустя пять лет - в 1984-ом, за год до пятидесятилетия автора. И хотя его имя обрело известность задолго до выхода этой книги и критики отмечали, что Рейн «поздно дебютировал в официальной печати, но рано вошёл в элитный поэтический круг», годы замалчивания оставили в душе поэта так и не затянувшийся рубец.
Возможно, именно тогда стало выстраиваться в его стихах четкое соотношение пространства и времени, стала острой, почти болезненно ощутимой ценность каждого прожитого и проживаемого мгновения.
Не бойся вращенья минут и миров.
Прижмись, прислонись к неподвижной оси.
Терпенья и зренья у неба проси, -
Себе говорю я...
Небо откликнулось: «терпенье и зренье» сообщили стихам Евгения Рейна элегичность. Не случайно Бродский называл Рейна «элегическим урбанистом». Город, - будь то Ленинград, Москва или Одесса, – задевает в его душе натянутую, почти интимную струну, звучащую так чисто и грустно, что иной раз кажется, - тень женщины проходит между строк, мельком касаясь их и оставаясь лишь лёгким карандашным наброском.
Ты целовала сердце мне, Любила, как могла, За улицею Герцена Вся обмерла Москва. Я жил на этой улице, Там к счастию привык, И размышляю с ужасом Об улицах иных.
Счастье, когда есть у каждого из нас своя, заповедная «улица Герцена», с не останавливающимся «вращением минут и миров».
С юбилеем, дорогой Евгений Борисович! Живите долго, пишите исповедальные стихи и прозу, не забывайте про мемуары и берегите друзей – их много не бывает. Здоровья Вам, новых строк, внимания читателей и любви близких!
Союз писателей Москвы