Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Новости

В ЦДЛ состоялся вечер памяти Тамары Владимировны Балашовой

 

Тамара Владимировна Балашова (1930–2018) – известный российский филолог, литературовед, литературный критик, доктор филологических наук (1982). Окончила романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М.Ломоносова и аспирантуру в Институте мировой литературы РАН, там же защитила обе диссертации – кандидатскую и докторскую. 

Один из крупнейших специалистов по французской литературе XX века, автор шести фундаментальных монографических исследований: "Творчество Арагона. К проблеме реализма XX в." (1964), "Французский роман 60-х годов" (1965), "Активность реализма. Литературно-художественные дискуссии на Западе" (1965), "Французская поэзия XX века" (1982), "Эрве Базен и пути французского психологического романа" (1987), "Монологическое повествоание от Марселя Пруста к новому роману" (2016).

Перу Тамары Владимировны также принадлежит множество научных статей, вошедших в коллективные труды ИМЛИ или опубликованных в журналах: «Автор, герой, рассказчик в цикле Марселя Пруста», «Поэтика и модель генезиса: Золя, Селин, Бретон», «Новый роман – антиреализм или суперреализм?», «От Флобера к Прусту: теория и практика преобразования художественного языка», «Поэтика авангарда и культурное поле ХХ века», «Горизонты континентов и тайники души», «Франкоязычная поэзия Швейцарии после второй мировой войны», «Параллельное движение: футуризм, futurismo, унанимизм», «Поток сознания» и др.

Как редактор готовила такие издания как: «Французская литература. 1945-1990» (1995), «Диалог писателей. Из истории русско-французских культурных связей ХХ века» (2002. На основе архивных материалов), «Энциклопедический Словарь сюрреализма» (совместно с Е.Д. Гальцовой), являясь одновременно и автором глав в этих изданий.

В научной работе Тамары Балашовой рано выявилась проблематика взаимодействия культур России и Франции. Она написала работы, рассматривающие творчество Луи Арагона, Александра Блока, Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, отраженное в зеркале иной культуры; этюды «Русский Берлин, русский Париж: подходы к понятию “национальная культура”» (2000), «Аспекты восприятия французского театра русской эмиграцией» (2001), «Русские нити в канве творческих взаимоотношений Пикассо и Аполлинера» (2002), «Россия и авторское «я» в автобиографических зеркалах Арагона» (2006), «Русский акцент драматургии Жана Кокто» ( 2006), «Динамика восприятия советской и пост-советской России интеллигенцией Франции»( 2011) «Московская ночь: такая лиричная кириллица» (2013), «Эстетические предпочтения Андре Мальро и его контакты с культурой страны Советов» (2015), «“Мы с вами сообщники…” – Творческое содружество Андре Мальро и Марка Шагала» (2016) и др.

При активном участии Тамары Балашовой шло плодотворное научное сотрудничество между ИМЛИ и Национальным Центром научных исследований Франции (CNRS), по итогам которого выпущена серия научных изданий, рассматривающих проблемы текстологии и генетической критики («Генетическая критика во Франции», 1999; «Языки рукописей», 2000; «Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французских и российских исследователей», 2003; «Мультилингвизм и генезис текста», 2010; и др.).

Во Франции опубликованы работы Тамары Балашовой: «La littérature française dans les universités russes» (1994), «Berlin russe, Paris russe: premières approches du concept de culture nationale» (2000), «Quelques aspects de la reception du théâtre français par l’émigration russe: théâtralité contre naturalisme» (2001), «André Malraux’s revolutionnaires at rendez-vous with Russian readers» (2012); «Les critères d’évalution des oeuvres étrangeres: les paradoxes de l’époque soviétique» (2014); «Europe invitée; Europe écartée» (2015) и др.

Тамара Владимировна Балашова была Членом Международной ассоциации литературных критиков (МАЛК) и Союза писателей Москвы.