Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Новости

Проблемы современной детской литературы

Под таким названием 26 ноября в конференц-зале центрального выставочного зала «Манеж» в рамках четвертой ежегодной выставки «Лучшее - детям» состоялся круглый стол, организованный при поддержке Общественной палаты Российской Федерации, общественной программы "Детство", проекта «Просвещённое родительство», благотворительного фонда «Моё поколение», модераторами и организаторами которого были писательница Анна Нетунаева (мама шестерых детей) и Ирина Агличева, представлявшая многочисленных организаций-устроителей. В его работе приняли участие представители разных сфер деятельности, связанных с детской литературой, – писатели, критики, библиотекари, издатели, учителя, родители, общественные деятели. 

Детская писательница Тамара Крюковой рассказала о проблемах современного книгоиздания, о поддержке и поиске новых авторов, о важности серьёзной литературной критики, о разобщенности  литературного сообщества и сфер, связанных с детской литературой. Ее тезис, что «дети сами знают, что им лучше читать», спровоцировал острую полемику.

С ним не мог согласиться прозаик Александр Торопцев, руководитель семинара «Литература для детей» в Литературном институте им. А. М. Горького. Он сказал, что нельзя идти на поводу у читательской аудитории с несформированными морально-этическими взглядами, а нужно формировать ее мировоззрение и мировосприятие, которые в последние годы поменялись не в лучшую сторону. Торопцев предложил организовать ряд мероприятий по поддержке детской литературы, региональные конкурсы, направленные на поиск и материальную поддержку юных авторов. Размер вознаграждения имеет воспитательное значение для стимулирования желания заниматься литературным творчеством у сверстников, не проявляющих к литературе интереса. Торопцев привел в пример конкурс в Хакасии, где награда в 500 тысяч рублей за сбор и литературную обработку народных сказок вызвала всплеск интереса к литературному труду и к литературе вообще.

С интересом было встречено сообщение «Осторожно, книги!» кандидата педагогических наук Людмилы Лазаревой, учителя московской школы № 1234, которая представила обсуждаемый в интернет-блогах рейтинг, включающий 10 самых странных книг мира для детей. Приведем этот список целиком (от последнего места к первому): 10. «Как правильно путешествовать автостопом: пособие для детей», Германия. 9. – две книги, США: «Некоторые котята умеют летать»,
«Все кошки попадут в ад». 8 – три книжки, США:
 «Папа пьёт, потому что ты плачешь»,
 «Почему не могут дружить вилка и электрическая розетка?»,
и «Неуклюжий Джордж и высоковольтная линия». 7 «Вещи, которые есть у детей богатых родителей, и которые ты никогда не получишь» 6 – две книги:
«Истерика как верное средство получить то, что ты хочешь»
«Популярная анатомия». 5 «Про крота, который хотел узнать, кто ему накакал на голову», Германия 4 – две книги:
«Твои ночные кошмары – не что иное как реальность»
«Человек на Луне на самом деле – сатана». 3 «Мальчик, который умер, потому что всё съел». 2 «Где бы ты хотел быть похоронен?» 1 «Новая папина жена, которую зовут Роберт», Щвеция. Подобная продукция, подчеркнула Лазарева, появляется и на российском книжном рынке и поступает  в детские (и школьные) библиотеки. Эти красочно оформленные и от этого еще более опасные «книжные поделки» красуются в библиотеках на тематических выставках и экспозициях новых поступлений.

Поддержала Лазареву и подтвердила ее слова Татьяна Окружная, директор Рязанской областной детской библиотеки, председатель Рязанского библиотечного общества, которая рассказала об интересном опыте работы.

Лола Звонарёва, доктор исторических наук, секретарь союза писателей Москвы, главный редактор альманаха «Литературные знакомства». рассказала об истории общества детских писателей «Чёрная курица», созданного еще в СССР. По ее мнению, новой проблемой в последние годы становится появление поколений, отученных читать и выросших на низкопробных образцах литературных и книжных «поделок», которые  становятся родителями и не приучают к чтению  детей. Позитивные явления, которые есть в среде детской и юношеской литературы – блистательная проза Альберта Лиханова, Владислава Бахревского, Николая Ивеншева, Александра Кердана, замечательные журналы для детей и подростков «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», журнал «ХиП: художник и писатель в детской книге», а также открывший дорогу в литературу сегодняшним двадцатилетним межрегиональный рязанский фестиваль-конкурс творчества школьников «Начало» должны получать государственную поддержку и быть хорошо известны в среде детских библиотекарей, учителей и родителей, ибо способны реально помочь решить многие из названных участниками «круглого стола» проблем.

Арсен Мелитонян, член правления Союза литераторов России,   выступил с предложением создать электронный ресурс, на котором бы могли быть аккумулированы сведения о новинках литературного рынка, профессиональная критика лучших и худших образцов детской литературы, информация о литературных конкурсах и мерах поддержки детской литературы.

На «круглом столе» был представлен белгородский журнал для детей «Филиппок», участники получили в подарок по 3 его последних выпуска. Ирина Леонова, член союза писателей России и Белоруссии,  познакомила собравшихся с состоянием, проблемами и мерами государственной поддержки детской литературы в республике Беларусь.

Дмитрий Горбенко,  эксперт информационно-образовательного проекта «Стратегия», предложил создать специальную программу приучения детей к чтению с учетом современных реалий, с использованием сказок, рассказов о животных, библиотек, внеклассного чтения и проверенных временем методических приёмов.

Марина Дмитриенко, ректор Института развития стратегических инноваций, дефектолог, отметила важность использования современного понятийного аппарата и реалий жизни в произведениях для детей, а также поиска такого современного литературного языка, который бы связывал поколения.

Мария Бахтинова