Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Новости

Сегодня уже немного осталось в литературе неоткрытых тем. Поэтому писатель, обратившийся к проблеме эфирного существования человека, бесспорно, вызывает живой читательский и исследовательский интерес.
"Пламенеющий воздух. История одной метаморфозы" (издательство "Время") - так звучит название нового романа Бориса Евсеева, культового писателя, занимающего совершенно особую нишу в литературном процессе. Абсолютно каждый роман автора обладает неординарным замыслом, творческой динамикой и концептуальной глубиной. Проза Евсеева - это онтологическая примета нашего времени, художественно-осмысленного бытия.
Писатель включает свое творчество в систему "новейшего русского реализма", где "новейший реализм - это реализм, к которому добавлены элементы сверхреального и сверхчувственного восприятия, а также элементы символистского реализма". В этом ряду сверхреальных сюжетов как широко известный роман писателя "Отреченные гимны", так и поэтика отдельных рассказов и повестей.
В своем новом романе "Пламенеющий воздух" Борис Евсеев выстраивает и осваивает область, связанную с пятой сущностью, квинтэссенцией, эфиром. Стремление разгадать значение и роль эфира показано в историческом и метафизическом ключе.

 

Foto 1


Если обратимся к названию романа, то "Пламенеющий воздух" - это метафора-эмблема огненной природы эфиросферы, которая является призрачной основой мироздания. Главный герой романа Тимофей Мокруша, "литературный негр и марака", приезжает в городок Романов, где по воле рокового случая становится участником подготовки "главного эксперимента" - появления первого эфирного человека.
Действие происходит на старой мельнице, которая является символом вихре-образного, кругового движения эфира. Также здесь работает программа, которая позволяет сделать человека невидимым для окружающих. Это свойство характеризует будущее призрачное состояние человека, если он подвергнется переходу в эфирное состояние.
"Великий переход к эфирному существованию" в тексте реализуется в ряде иноформ, например, "эфирного тела", "эфирного воздуха", "эфирного потока" и др. Поскольку эфир как "мировая душа" и животворящая сила действует во всем, то интересно проанализировать, каким образом материализуется его действие в каждом из этих понятий.
Эфирное тело, по мнению автора, вырабатывается в течение всей жизни. Герои романа интуитивно чувствуют и предполагают, кого может принять эфир, а кого нет. "Вы на Ниточку вашу гляньте! Она же эфирная, светится! Значит, предчувствует дальнейшее эфирное существование. А гляньте вы внимательней на Пенкрата: грязь клокочущая и сажа комковатая у него внутри!"
Итак, получается, что жизнь дана человеку, чтобы внутренне подготовиться к эфирному или Великому переходу, из телесного в эфирно-телесное состояние: почти все герои романа пребывают в ожидании перехода к сверхсуществованию.
Кроме того, великий переход или метаморфоза - это еще и метафора всего текста романа, переход от "закрытых" тем к их озвучиванию и глубокому осмыслению, переход от темной составляющей человека к светлой. Например, героям на протяжении всего
текста сопутствуют различные и существенные изменения. В данном ключе интересна глава "Русский бунт", где происходит перемена внутреннего состояния Тимы-Тимофея, его бунт претерпевает деформацию и видоизменение. Наряду с главными изменениями в герое происходят и менее значимые перемены: трезвость, умеренность в еде, изменения в характере, потеря сна. Зато появляются желания нового свойства: "Я хочу слышать, как фраза ломает жизнь. Не моя фраза! Фраза, возникающая прямо из Хода Вещей, из плеска эфира".
В дальнейшем автор объясняет причину угасания бунта как конкретного персонажа, так и всего народа эфирным воздействием. "Из агрессивных их думы и помыслы исподволь превращались в овечьи. И тогда целые народы, не дойдя до намеченной цели, вдруг теряли энергию, останавливались в голой степи или в безводной пустыне".
Таким образом, эфир обладает разумным действием и некоей дальновидностью, способностью понимать и предвосхищать события. Действие эфира неизбежно. От направления эфирного потока зависят толк и смысл человеческих мыслей, их масштаб. Например, "Наполеон Бонапарт принимал решение идти из Марселя в Париж и опять собирал - на беду себе и Европе - молоденьких маршалов и старых капралов". Иногда эфир выполняет и разрушительную функцию, но всегда осмысленно.
Эфирный ветер иногда входит в обычный ветер, мы его не слышим, но он существует и проявляется в звуке, обновляя действительность, образуя "новую ткань мирового мелоса".
Новой способностью современного человека, с точки зрения интуитивной науки, должна стать возможность видеть материю ветра. "Вы должны научиться видеть ветер. Это как раз и будет вашей основной обязанностью, помимо всяких там замеров и регистраций".
Так, герои видят в воздухе реальные формы эфира. Например, саламандру: "Эфир, шутя, саламандру из своего небесного террариума выпустил, шутя, позволил ей загасить огненный шар. А потом сам же это женское чудище - и, опять-таки посмеиваясь - развеществил".
Таким образом, грань между эфирным и земным бытием, оказывается, очень тонка. Как человек может вырастить эфирное тело, так и эфир способен принимать земные формы. "Анти-эфир - в простонародье анчутка - он ведь разные обличья принимает!"
С точки зрения традиционных теологических представлений эфирная концепция не вступает в противоречие, но обновляет религиозные знания. "Бог есть все сущее. А эфир есть творец реальных форм! И создает он эти формы при помощи реальных дуновений! Эфир и эфирный ветер есть дух мира. Дух мира и любые его дуновения - причина всех физических тел и существ: неба, звезд, человека, зверей и птиц". Все это в целом, по мнению автора, обозначает новые вехи наступающей эры тонко-телесного человека.
Легкая и возвышенная, творческая материя эфира в тексте противостоит тяжести и порокам истеблишмента. Но и оставляет потенциальную возможность для метаморфозы (например, перехода олигарха Куроцапа в романовскую овцу).
В жизни главного героя Тимы-Тимофея появление концепции эфирного ветра и непосредственного столкновения с воплощенными из эфира телами приводит к новому пониманию окружающей действительности. Эфирное существование человека - это содружество духа и материи на ином уровне. "Как запретная, припрятанная, а потом в основном тексте бытия и вовсе опущенная глава романа, манил разбивкой на делянки, ряды и лунки эфирный мир. Был мир этот материален и страшно приятен на вид!"
Что касается Великого перехода в тексте, то он происходит случайно, а не по плану Главного эксперимента. Выступая посредником между живой и косной материей, эфир обладает такими разумными свойствами, как свобода и творческая энергия. Поэтому "ловля ветра" и попытки управления эфиром ни к чему не приводят. "Эфир - божье чудо! И в руки дастся только тем, кто захочет присоединить часть населения земли к бесконечно живущим и витающим в пространстве эфирным телам!" Таким образом, эксперимент - это нарушение воли и творческой свободы эфира.
Первым эфирным человеком становится подросток Рома, казалось бы, случайно попавший под действие эфира. На самом деле не понимаемый окружающими Рома, занимающийся выпасом двух овечек, противостоит "лживой помрачающей реальности" и оказывается достойным перейти в эфир. Поскольку техника перехода учитывает прежде всего нравственные качества человека.
Итак, в романе Бориса Евсеева утверждается новый взгляд на суть земной жизни человека и дальнейшую судьбу его тела, а Великий переход с точки зрения эфира получает совершенно новую интерпретацию: "Ты, человече, поживи на земле, помытарствуй. Залезь во все кротовые норы и многие притоны вонючие посети... Но и, конечно, в святые места съезди... А уж оттуда, из гадких или, наоборот, достойных мест, принеси с собой мысль об эфирном существовании. А затем - стань человеком эфира!"
Таким образом, одна мысль об эфирном существовании позволяет преобразить не только эфирное тело, но и весь окружающий мир.


 Евгения КУЛАКОВСКАЯ